Каждый ребёнок имеет право на самого хорошего и доброго учителя
И мы это право должны реализовать. С этой простой и мудрой мысли, озвученной ректором Магнитогорской консерватории Натальей Веремеенко, начался второй областной конкурс профессионального мастерства педагогов художественного образования.
Жизнь как по нотам
В творческом смотре, приуроченном к 85-летию Магнитогорска и 75-летию его музыкального образования, приняли участие студенты средних и высших учебных заведений учреждений культуры и искусства и молодые преподаватели Магнитогорска, Челябинска, Озерска и Миасса.
– Дети воспринимают мир легче и проще, чем взрослые, поэтому моя задача – объяснять им сложные вещи простым языком, – объяснила свое педагогическое кредо студентка четвертого курса отделения хорового дирижирования Миасского государственного колледжа искусства и культуры Регина Хайбулина. С шести лет она играет на скрипке, помимо музыки пробует свои силы в журналистике, фотографии и документальном кино.
Не меньше увлечений оказалось и у Насти Юдиной, четверокурсницы кафедры оркестровых народных инструментов музыкального колледжа МаГК. Мотоцикл, стендовая стрельба, древнеславянская история дополнили ее увлечение гитарой – сейчас Настя успевает и сама учиться, и преподавать в ДШИ №2. «Слух и голос по наследству» – так представила себя Даша Миронова, студентка кафедры хорового дирижирования МаГК. Дорога в музыку у нее типичная для нашего города: детский сад «Нотка», музыкальный лицей, колледж при МаГК, который Даша окончила с красным дипломом, и вот сейчас она студентка консерватории, и не только. На первом курсе девушка уже вела в школе кружок пения, сейчас она поет в рок-группе, а также успевает исполнять обязанности певчей в трех магнитогорских храмах. В ее дальнейших планах – народная музыка.
И поём, и пляшем
Почти каждое выступление в «Визитной карточке» было дополнено живой музыкой – игрой на инструменте, пением или хореографическим танцем. Так, Лев Старцев, студент кафедры музыкального искусства эстрады МаГК, привел с собой на сцену целый студенческий оркестр, который сам и организовал. Ирина Захарова, студентка второго курса хореографического искусства МаГК, вышла на сцену в балетной пачке и показала свое мастерство на пуантах. В исполнении Ирины Кириевской, студентки кафедры музыкального искусства эстрады, прозвучала песня Леонида Дербенева из кинофильма «31 июня».
Во время проведения открытого урока Алена Суслова, студентка четвертого курса отделения хорового народного пения Миасского государственного колледжа искусства и культуры, произвела настоящий фурор. Было видно, что народная песня – это не просто увлечение, а образ и смысл ее жизни. Сама она мастер и петь, и плясать, и узоры вышивать, и деткам в Доме народного творчества свои знания и умения передавать.
На наших глазах разворачивался целый вокально-танцевальный номер. Начав с дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики, перешли к распевке, потом разучили партии по голосам: альты запевают, им вторят, создавая настроение, сопрано, ну а уж басы создают гармоническую основу шуточной народной песни. Немного освоив вокальную основу, народники переходят к характерным движениям: у парней – это в основном притоптывание ногой, у девушек – плавные взмахи рук на уровне пояса и груди. И вот уже две пары пускаются в пляс, и площади отведенной аудитории становится мало, чтобы показать всю ширь казацкой души. Радостно-приподнятое настроение плясовой сменяет строгий самоанализ урока. У жюри почти нет вопросов, к Алене подходят студенты и преподаватели, поздравляя с успешным окончанием педагогического испытания.
Одну из самых серьезных тем заявила на конкурс первокурсница кафедры фортепиано Южно-Уральского государственного института искусств Виктория Сабирова – «Работа над художественным образом в музыкальном произведении на примере пьесы Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта перед разлукой». А вот урок ритмики с названием «Работа над ритмической группой «четверть с точкой – восьмая» в размере 3/4» оказался удачным для Eвгении Кулик, первокурсницы кафедры хорового дирижирования МаГК и одновременно преподавателя хорового класса и ритмики в центре эстетического воспитания «Камертон».
Кто нас выводит в мастера
Конкурс «Панорама педагогических достижений» получился весьма разноплановым, и это подчеркнул в нашей беседе член жюри, профессор, проректор по художественно-творческой работе Южно-Уральского государственного института искусств Виктор Бабюк:
– Свести такое количество педагогов-музыкантов самых разных направлений, организовать их, обозначить общие критерии оценки – это, конечно, заслуга заведующей производственной практики Светланы Мушкиной и ректората Магнитогорской консерватории. У членов жюри – а оно состоит из представителей Челябинска, Магнитогорска, Озерска, Миасса – в выборе победителей особых проблем не будет. Из 17 представленных участников восемь-девять человек уже можно смело брать на преподавательскую работу в наши музыкальные учебные заведения. Поэтому на перспективу я бы предложил ограничить по времени открытые уроки и приглашать на конкурс не только жюри, участников и их преподавателей, но прежде всего работодателей. Тогда «Панорама педагогических достижений» сразу приобретет еще более широкий масштаб.
Имена победителей были объявлены на четвертый день, завершающий конкурс. В номинации «Студенты учреждений среднего профессионального образования» первое место жюри присудило Алене Сусловой, студентке Миасского колледжа искусства и культуры. Среди студентов учреждений высшего профессионального образования лучшими стали студентки кафедры хорового дирижирования Дарья Миронова и Юлия Григорьева. Преподаватель детской школы искусств Челябинска Татьяна Козлова, ставшая единственной участницей в номинации «Молодые преподаватели», была награждена дипломом.
Фото автора