Чем старше ученик, тем хуже он читает
Раз в два года под эгидой ЮНЕСКО в 65 странах мира проводятся международные исследования в сфере грамотности. Последние десять лет Россия стабильно держит первенство в категории «младшие школьники», зато наши старшеклассники потом откатываются на задворки рейтинга (38-42-е места). В ситуации разбиралась газета «Труд».
Получается, чем старше ученик, тем хуже он читает и понимает написанное. Абсурд? Нет, закономерность. Если у малышей тяга к чтению поддерживается родителями и учителями, то старшеклассников существующая система образования убедила в том, что читать, в общем-то, незачем, поскольку грамотность – дело десятое на пути к жизненному успеху.
Михаил Лермонтов, первый заместитель председателя комиссии по культуре Общественной палаты РФ, считает:
– Еще совсем недавно руководители самого высокого ранга со всем пылом новоприобщенных к евростандартам утверждали, что отечественное образование призвано сегодня готовить эффективных менеджеров и квалифицированных потребителей. Остальное – по мелочам… Такие ориентиры завели в тупик многие сферы в нашей жизни, в том числе привели и к двойке с плюсом по родному языку. А между тем явный недостаток знаний даже не по гуманитарным предметам, а, скажем, по математике, во многом обусловлен тем, что ученики выпускных классов иногда просто не понимают условия экзаменационных заданий. Читают, но не понимают! Я уж не говорю о таких тонких материях, как литература и история. Как-то преподаватель вуза с негодованием поведал мне о споре двух студентов: они дискутировали о том, кто кого вызвал на дуэль – Пушкин Лермонтова или Лермонтов Пушкина.
Между тем чтение, знание родного языка, воспитание в системе традиционных культурных ценностей – все это звенья одной цепи. В Китае разработана система приобщения к культуре и родной истории. Там полтора миллиарда жителей, а показатель внутреннего туризма – три миллиарда, причем значительная часть этих туристов – школьники. Чтобы получить аттестат зрелости, они помимо сдачи экзаменов должны представить специальную карточку, подтверждающую, что за время обучения посетили 10 главных культурных достопримечательностей своей страны (после каждой экскурсии в этом листе ставится особый штамп). Похожие карточки заполняют и старшеклассники, к примеру, европейских Праги или Дрездена, правда, «культурное пространство» для обязательного ознакомления школьников сконцентрировано в пределах этих городов-музеев.
Разумеется, только на государство полагаться в этом вопросе не совсем честно. С родителей, не считающих нужным обсудить со своим чадом хорошую книжку или сводить его в театр, никто ответственности не снимает. Но как нейтрализовать языковую агрессию, обрушивающуюся на ребенка из внешней среды? Поэт Андрей Дементьев ищет выход:
– Вчера песню по радио услышал, где лирический герой признается: «Я промок без дождей». Если ты промок без дождя, иди к урологу, а не вещай об этом на весь мир. Сочинители подобных текстов просто плохо понимают значение слов родного языка. Поневоле затоскуешь о художественных советах, некогда существовавших на телевидении, радио, в каждом театре и заслонявших зрителя и слушателя от пошлости. Я не ратую за цензуру, но, упразднив худсоветы, мы с водой выплеснули ребенка. Почему наши певцы, в отличие от тех же французов, все чаще предпочитают петь на английском, причем, как правило, плохом? За пренебрежением к русскому языку прячется неуважение к своей стране.
Более 300 миллионов человек на земном шаре говорят на русском. Он сохраняет четвертое место по распространенности. До недавнего времени владение русским являлось важным конкурентным преимуществом на рынке высокоинтеллектуального труда и для европейцев, и для американцев, теперь эта тенденция перемещается на Восток. Базовым центром обучения является Государственный институт имени Пушкина. И. о. ректора Маргарита Русецкая говорит:
– Сейчас для нас одним из приоритетных направлений является расширение программ дистанционного обучения. На нашем портале в этом году повышают свою квалификацию полторы тысячи педагогов со всего мира, преподающих русский язык как иностранный. Новое направление – среднее образование на русском языке по российским стандартам с первого по 11-й класс. Кстати, изучение такого сложного языка, как наш, дает примерно тот же эффект, что и весьма дорогостоящие специализированные тренинги мозговой активности.
Что ж, русский можно выучить уже только за это…
Работаем ручками!
Итоговые сочинения выпускников будут оценивать по пяти критериям
Сочинение станет выпускным экзаменом с 2014/2015 учебного года. Оцениваться в нем будет соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция и логика, качество письменной речи и грамотность.
Критерии утверждены Рособрнадзором и размещены на сайте Минобрнауки. Результатом оценки итогового сочинения будет являться «зачет» или «незачет». Для получения зачета выпускнику необходимо будет получить положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке) и выдержать объем не менее 250 слов. Работа должна быть написана учащимся самостоятельно, а не скопирована из какого-либо источника.
На написание сочинения отводится три часа 55 минут. Экзаменуемым разрешается пользоваться орфографическим словарём.
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил, что в дальнейшем требования к сочинениям и критерии их оценки могут меняться. «В этом году мы вместе с экспертами Совета по вопросам проведения итогового сочинения разработали более мягкую форму написания сочинения, без жестких оценочных градаций. Введение нового выпускного испытания будет проходить из года в год поэтапно, на основе оценки результатов предыдущего года», — цитирует слова министра пресс-служба Минобрнауки.
Сочинение вводится в перечень выпускных экзаменов российских школьников начиная с 2014/2015 учебного года. Писать сочинение выпускникам предстоит третьего декабря, а пересдать его в случае получения «незачета» можно будет четвертого февраля и шестого мая. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сочинение может быть заменено изложением. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет за сочинение (изложение).
Школьное итоговое сочинение может быть в дальнейшем по решению вуза учтено при приеме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента. По желанию итоговое сочинение (изложение) смогут написать и выпускники прошлых лет, чтобы представить его результаты в вузы.