Не только можно, но и нужно. Именно этим и занимается социальное предпринимательство, пишет сайт “МР-инфо”
Социальное предпринимательство – предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с рядом условий. Так формулирует закон. А что говорят сами представители бизнеса?
Рассчитывать на себя
Татьяна НОВАК – социальный предприниматель, руководитель некоммерческой организации Ассоциации инвалидов «Мастера творческих направлений деятельности», эксперт Общественной палаты Магнитогорска по направлению социального предпринимательства.
НКО «Мастера творческих направлений деятельности» действует с 2015 года, и за это время накопило достаточно большой опыт работы. Его главная задача – помощь представителям социально незащищенных слоев населения: людям с ограниченными возможностями здоровья, пенсионного и предпенсионного возраста, многодетным семьям, мамам в декрете, родителям детей-инвалидов в освоении различных видов рукоделия: шитья, вязания, росписи деревянных досок и других, а затем – в реализации своей продукции.
Если социальное проектирование может рассчитывать на федеральные и региональные гранты, то задача социального предпринимательства – самостоятельно выстроить устойчивую финансовую модель. Такие люди рассчитывают не на гранты (хотя они могли бы стать хорошим подспорьем в решении вопросов), а на свои силы. К тому же гранты имеют тенденцию заканчиваться, а работа не может закончиться, пока есть тот или иной социальный запрос.
– Мы не просим денег, мы просим возможности, и эти возможности используем по максимуму. В этом разница между социальным проектированием и социальным предпринимательством, – говорит Татьяна Новак.
Свой вклад внесла организация и в Кубок мира по сноуборду, который недавно состоялся на ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск». НКО «Мастера творческих направлений деятельности» не только организовали и провели ярмарку изделий hand-made. Мастерицы уже второй год изготавливают атрибутику Кубка – шьют сувенирных мишек, подарки участникам и гостям Кубка.
НКО использует различные гибкие формы трудоустройства с мастерами, среди которых 60 процентов – люди из незащищенных социальных категорий, а 40 – мастера-наставники. Костяк коллектива составляет 17 человек, а всего периодично занято в событийных мероприятиях и ярмарках порядка 70.
– Сейчас мы выросли из этой формы деятельности под названием «гибкое трудоустройство» и хотим стать социальным предприятием со своим штатом, планом развития, и конечно налогами в бюджет, – говорит Татьяна Новак. – Мы получили оборудование от государства и целенаправленно подыскивали людей, которые профессионально владеют мастерством. В нашем случае это были унтари Наталья и Сергей ГУРА, которые знают о коже все, они будут нашими технологами.
Сейчас у НКО есть две линии полного цикла для изготовления унт, кожгалантерейных изделий – от ключниц до сумок, уже отработана схема сбыта продукции, дело за кадрами. Руководство НКО списалось с обучающим центром кожевенного производства в Ленинградской области, и уже есть договоренность, что те будут проводить дистанционное обучение для персонала: дадут всю теорию, практикой же станут руководить местные мастера. После прохождения обучения работникам производства будет присвоена квалификация. Такой самостоятельный подход в подготовке кадров ‒ инновационный для этой сферы.
Сейчас идет подготовка к созданию ООО, которое займется этой производственной деятельностью, выходом на торговую онлайн-площадку, где будет реализовываться продукция. К слову, почувствовав необходимость в знаниях в сфере бизнеса, Татьяна пошла на обучение в Высшую школу экономики и отмечает, что важны именно классические знания, а не различные курсы и акселераторы.
Также есть у Татьяны Новак идея создания городской или региональной торговой сети социальных предпринимателей по примеру работающей в центральных городах России сети фонда «Наше будущее» под названием «Больше, чем покупка». Помимо мелких бизнесменов сеть подтягивает к сотрудничеству средний и крупный бизнес и позволяет экономике регионов двигаться вперед, по пути импортозамещения.
Татьяна отмечает, что опыт взаимодействия с властями Магнитогорска у нее только позитивный, и со временем это сотрудничество города и социального бизнеса может стать шире. Ведь ему по силам не только решить ряд вопросов с созданием рабочих мест, трудоустройством социально незащищенных слоев населения и пополнить городской бюджет, но и закрыть такие «боли», как присмотр за людьми пожилого возраста, контроль над популяцией бездомных животных и многие другие.
Немало таких предприятий и организаций честно и квалифицированно делают свое дело, однако мало кто знает о них. Татьяна предлагает представителям этой сферы объединиться в создании одного большого социального проекта и таким образом сформировать сильное ядро социального предпринимательства в городе. Социальным предпринимателям необходимо заявить о себе и выстроить сотрудничество с властями, а со временем дело может дойти и до муниципальных контрактов. Возможно, удастся выйти и на субсидирование такого социально направленного бизнеса на региональном уровне.
В качестве примера Татьяна Новак приводит Ханты-Мансийский АО, где есть уникальный опыт поддержки социального предпринимательства. Местные власти составили реестр не только бизнесменов, но и НКО на предмет того, кто какие товары или услуги производит, и поддерживают активных, выдавая «социальный сертификат» – своеобразный знак качества, который делает для НКО доступными те же возможности, что есть у среднего и малого бизнеса. В ХМАО готовы принять магнитогорскую делегацию и поделиться опытом.
Человек собаке друг
Один из примеров выстроенной финансовой модели в Магнитогорске – АНО «Маленькая жизнь», где коммерческим способом, тратя часть прибыли социальной ветеринарной клиники, решают такую острую социальную проблему как контроль популяции бездомных животных и их устройство в семьи.
Руководитель организации ветеринар Анна ГОНТАРЕНКО вспоминает, что любовь к животным была с ней с самого детства. Изначально целью АНО стало создание приюта для бездомных собак, однако это оказалось не так просто, как хотелось бы, однако активисты надеются, что весной удастся продлить аренду земли и продолжить работу по его строительству.
Анна изучала российский и мировой опыт в этой сфере и на каком-то этапе поняла, что на одни пожертвования такому проекту не выжить. Одним из вариантов решения может стать создание ветеринарной клиники как части некоммерческой организации, поскольку она помогает реализации ее целей, и 2,5 года назад клиника была открыта.
– Здесь мы можем оказывать качественные услуги и монетизировать свою деятельность, а прибыль отправляем на уставные цели, и это делает нас более устойчивыми, – говорит руководитель АНО. – Совмещать бизнес и социальную деятельность, в принципе, даже интересно. Для фондов все законы бизнеса актуальны, и иногда даже более, чем для бизнеса, потому что ты рискуешь не своими деньгами, так же выстраиваются партнерские отношения.
Однако проект остается социальным и тут, люди из незащищенных слоев населения могут получить скидку на ветуслуги (пока еще обороты клиники не позволяют сделать это полностью бесплатным), но при условии стерилизации животного: одна из задач программы ‒ снизить рождаемость среди них. Основным же направлением остается просветительская деятельность.
Активисты на приемах в клинике разговаривают о правильном обращении с питомцами с их хозяевами, проводят в школах «Уроки доброты». Во время занятий рассказывают детям о том, как обращаться с животными, к чему нужно быть готовым, когда мечтаешь завести кошку или собаку, а кого-то даже и отговаривают, понимая, что семья не готова к этим сложностям, и питомец рискует оказаться на улице. Школы и библиотеки города помогают зоозащитникам сбором кормов для животных, находящихся на передержке.
Также у «Маленькой жизни» есть интересный проект «Чтение с собаками»: песики оказываются в числе первых слушателей ребенка, только осваивающего навыки чтения, и помогают ему преодолеть стеснение от своего пока не очень высокого мастерства. В АНО «Маленькая жизнь» надеются продолжить эту практику, когда будут сняты ограничения, связанные с пандемией.
– Для начала нужно людей приучить, потому что проблему бездомных животных и все с ней связанное создали люди, и по факту она мешает не животным, а именно нам, – говорит Анна. – И пока люди не поймут, что это – их ответственность, ничего не поменяется. Стерилизовать мы животных можем бесконечно, но пока останется неконтролируемое размножение, эта проблема будет сохраняться.
Этот вопрос должен решаться в первую очередь на законодательном уровне, его исполнение ‒ контролироваться. Пока же ответственность (или безответственность) за судьбы домашних животных лишь на совести хозяев.
Сейчас активисты АНО собирают документы, чтобы получить квалификацию общественных инспекторов, чтобы содействовать в контроле организаций, выполняющих муниципальные заказы по обращению с бездомными животными.
В какой-то мере жизнь НКО сейчас упростилась – уже есть наработанный опыт, хорошая юридическая поддержка, работают ассоциации, в том числе в сфере благополучия животных, откуда можно получить советы и инструкции на любые случаи жизни. Однако руководитель АНО «Маленькая жизнь» отмечает, что постоянно требуется повышать свою юридическую грамотность, консультироваться с юристами, изучать опыт других зоозащитных организаций России, привлекать к решению проблем СМИ, в том числе – федеральные.
Если вы решили стать социальным предпринимателем
Советы Татьяны Новак:
‒ Вы должны понимать: пусть это социальный, но все же бизнес, а у бизнеса свои законы. Это всегда ответственность перед контрагентами, перед государством. Вы должны быть готовы к любым форс-мажорам. У вас не будет льготных условий постоянного финансирования, как в случае с социальным проектированием. Это всегда ваши нервы и личное время. Это работа «24 часа в сутки семь раз в неделю», и работать нужно прежде всего головой.
‒ Если ты не учишься, не приобретаешь новых знаний, причем классических, в сфере бизнеса, ты проиграешь.
Советы Анны Гонтаренко:
‒ Нужно здоровья очень много, прежде всего – душевного. Когда ты связываешься с какой-то уязвимой категорией людей, с каким-то больным местом общества, всегда очень много противоречивых мнений, сложностей, и нужно быть к этому морально готовым.
‒ Нужно рассчитывать свои силы. Много таких организаций закрываются в первые же пару лет, потому что они заранее не знали, с чем будут работать, не понимали, что это очень тяжело. Плюс экономическая неграмотность.
‒ Я рекомендую пройти стажировку в организации, работающей в этой сфере, посмотреть изнутри все подводные камни, бухгалтерию, расстаться с иллюзиями.
Герман ЗАПЬЯНЦЕВ, президент Союза «Магнитогорская торгово-промышленная палата»:
– Сегодня социальное предпринимательство развивается достаточно интенсивно. Здесь создаются новые рабочие места, здесь есть условия для самозанятости. Социальное предпринимательство способно предложить занятость и приемлемые условия для полноценного труда тем, кому найти работу не так-то просто. Оно помогает решать проблемы социально незащищенных групп населения.
И государство активно стимулирует развитие такого вида бизнеса. Не только информационно, что тоже немаловажно, но реально – субсидиями и грантами.
Со своей стороны хочу сказать, что мы разделяем принципы социального предпринимательства, среди членов палаты присутствуют организации, которые относятся к этому разряду. Более того, в рамках работы Общественной палаты города я вхожу в комиссию по социально ориентированным некоммерческим организациям, где мы анализируем работу наших коллег в Магнитогорске, стараемся генерировать новые интересные идеи и проекты.
Кроме того, Магнитогорская ТПП в течение многих лет реализует благотворительный проект «Банк добрых дел». Проект объединяет те предприятия, которые поддерживают идею социально ответственного бизнеса и готовы помогать – деньгами, своими трудовыми ресурсами, помощью в организации и решении вопросов. Ежегодно в рамках проекта палата и предприятия – члены ТПП оказывают адресную поддержку ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, детям из малообеспеченных семей и семей в социально опасном положении, творчески одаренным детям. Так же палата регулярно перечисляет пожертвования в Благотворительный фонд «Фонд помощи детям имени Примакова Е.М.», который помогает детским домам, интернатам, приютам, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также детям, нуждающимся в высокотехнологичном лечении.
Безусловно, традиции активного, социально ориентированного бизнеса необходимо взращивать и развивать, ведь социальное предпринимательство – это не только получение прибыли, но и забота о людях. И отрадно понимать, что и общество, и государство наконец осознали значимость этого явления, его пользу для успешного развития.
Анна КИМАЙКИНА, главный специалист отдела инвестиций и предпринимательства управления экономики и инвестиций администрации города:
‒ В Челябинской области соцпредприниматели получают ряд преференций. Для них действует налоговая льгота: в рамках упрощенной системы налогообложения (УСН) установлена особая ставка в один процент по системе «доходы». Дополнительно такие бизнесмены могут рассчитывать на финансовую, имущественную и информационную поддержку наряду со всеми другими субъектами МСП в центре «Мой Бизнес».
Примеры социального предпринимательства:
В 1896 году Мартин Куни продемонстрировал на выставке в Берлине изобретенные французским доктором Этьеном Стефаном Тарнье кувезы для недоношенных детей, созданные наподобие инкубаторов для куриных яиц с их поддержанием постоянной температуры. Идея так заинтересовала общественность, что в 1903 году Куни открыл собственную выставку младенцев в инкубаторе на Кони-Айленд, которая просуществовала до 1940-х. Все эти дети были рождены задолго до срока, и их тела были такими крошечными, что приходилось надевать на них кукольные платьица. Всего за 25 центов любой желающий мог полюбоваться на недоношенных детей в кувезах с прозрачными стенками. И если в большинстве больниц такие дети погибали, то Куни использовал полученные деньги для их лечения, и для большинства малышей это был единственный шанс на спасение. С родителей Куни не брал ни пенни, все траты покрывались посетителями выставки. По самым примерным оценкам Куни спас около 6500 детей, рожденных раньше срока, и стал родоначальником системы перинатальных центров, работающих сегодня по всему миру и борющихся за жизнь недоношенных детей до последнего.
Среди садоводов знамениты елабужские крышки для консервирования. В 1990-е годы общество слепых Елабуги поняло, что в стране есть большой дефицит этой продукции, и наладило это производство. На протяжении многих лет предприятие стабильно работает, выплачивая налоги государству и зарплаты – инвалидам.
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА; личный архив героев материала