Куда смотрит школа?

Сегодня завершается общественное обсуждение новых образовательных стандартов. Как они применятся на местной почве, рассказал научный руководитель Института стратегических исследований в образовании РАО Александр КОНДАКОВ.

Министерство образования и науки Челябинской области провело онлайн-конференцию на тему новых федеральных государственных образовательных стандартов, перспектив развития российского образования в новых условиях. Научный руководитель Александр Кондаков привел весомые аргументы в защиту вводимых новшеств и прокомментировал, почему эта тема вызвала такой резонанс в обществе.
Апробация нового стандарта начальной ступени общего образования прошла в 378 школах РФ. «Далеко не все школы пока готовы к внедрению новой системы,– признают разработчики, – но жестко действовать мы не будем. Вводить систему нужно поэтапно и плавно». Сложности возникли и с внедрением стандартов в старшем звене, где ряд предметов предлагалось выбрать ученику самому. Больше всего недовольны оказались родители, которые заявили, что старшеклассники не способны самостоятельно принимать такие сложные решения. «В ходе эксперимента мы собрали ведущих психологов, которые провели исследования на основе теории развития личности, – прокомментировал ситуацию Александр Кондаков в ходе онлайн-конференции. – Опираясь на проведенные исследования, мы смело можем утверждать, что к пятнадцати годам ребенок способен осознать свое «я», знать, что он хочет. Если этого не происходит, значит, в этом вина семьи и школы».
– Мы поговорим подробно о старшей ступени школы, ее роли и месте в жизни общества, – начал разъяснять на пресс-конференции с участием муниципалитетов области Александр Кондаков. – Ребята 1-9 классов будут, как и прежде, получать базовое образование, старшеклассники будут нацелены на подготовку к дальнейшей профессиональной деятельности и социализации. Этот вопрос мы рассмотрели на съезде директоров школ, пришла пора довести его нюансы до общественности.
Сегодня 10-11-классники изучают до двадцати предметов. При этом на каждый в неделю отводится 1-2 часа – это, считают специалисты, профанация, ни о каком глубоком знании предмета речи быть не может. Часть предметов так или иначе становится лишней.
– Основываясь на результатах экспертов, мы пришли к выводу, что число изучаемых дисциплин нужно свести до оптимального количества – до 9-10. Мы это уже опробовали, но эксперимент был остановлен прокуратурой, поскольку расходился с законом. Пришлось вернуться к прежнему числу предметов, нагрузка на ученика, таким образом, выросла до сорока и более часов в неделю. Сегодня законодательство дает возможность снизить число предметов.
Таким образом, разработчики пришли к тому, что все дисциплины разделились на шесть областей: филология, иностранные языки, математика, общественные науки, естественные науки, искусство или предмет по выбору. В каждой группе ученик с родителями сможет определить уровень обучения – интегрированный, базовый или профильный.
Интегрированный курс ребенок может выбрать, если ему этот предмет не сдавать, если не нужно глубокое изучение – здесь он получит фундаментальное ядро, общие знания. Базовый уровень в идеале будет давать основы, обеспечивающие академическую мобильность. Профильный уровень – это глубокое изучение предмета для подготовки к поступлению в вуз, дальнейшей профессиональной деятельности. Таким образом, старшеклассник должен будет выбрать для изучения предметы из всех шести групп, разница будет в уровнях. Но будут и обязательные предметы для всех – «Россия в мире», ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект (межпредметная дисциплина, предполагающая исследовательскую деятельность). Обязательные предметы направлены на воспитание патриота, и требования здесь будут предъявляться к личностным результатам учащегося.
Пример: ваш ребенок собирается на юридический факультет. Ему потребуется профильный уровень общественных наук (обществознание, история, право, возможно – экономика), на всех других он может взять интегрированный курс – по одному предмету (иностранный, русский языки, математика и информатика, естествознание, курс по выбору школы. А может в какой-то группе выбрать базовый (два иностранных языка, например, – новые стандарты дают такую возможность).
– Отличительная особенность новых стандартов еще и в том, – говорит Александр Кондаков, – что в соответствии со статьей 7 закона «Образование» количество часов, как раньше, спускаться не будет. И (это мое мнение как разработчика) в идеальном варианте на иностранный язык должно отводится 3-4 часа в неделю, на каждый предмет профильного уровня – 5-6 часов, тогда будет толк, тогда можно будет говорить о качественной подготовке.
Надо признать, все ранее проводимые реформы себя не оправдали, российские школы не конкурентоспособны на международном образовательном рынке. Новые стандарты делают упор на системно-деятельный подход, который дает возможность выбрать те направления, которые отвечают личностному запросу учащегося.
Обязательным новый стандарт станет только с 1 сентября 2020 года, но в виде эксперимента он начнет апробироваться в школах уже с будущего учебного года. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения – проект, который разрабатывался больше пяти лет. Разработчики признают, что в нем есть ряд ошибок и недоработок. Ученые пообещали учесть все замечания, чтобы в итоге введение проекта обеспечило единство образовательного пространства без перебоев.

Exit mobile version