Вчера отметила юбилей Валентина Бабицкая – одна из тех, кто стоял у истоков юннатского движения Магнитогорска
Прекрасным подарком заслуженному педагогу стало утверждение правительством РФ Концепции развития дополнительного образования детей. Кому как не Валентине Станиславовне знать, что именно дополнительное образование, история которого берет отсчет с первой станции юннатов в столичных Сокольниках, помогает «сделать из ребенка человека».
Призвание
Первая станция юннатов, или юннатский участок, появилась в Магнитогорске в начале 1950-х годов на левом берегу, между парком культуры и стадионом металлургов, благодаря профкому ММК. Его организацией занималась Вера Полищук, ставшая первым руководителем станции.
Со временем станция обрела учебно-опытный участок, оранжерею, сад, живой уголок, птичник, крольчатник. В 1975-м на ней было организовано научное общество учащихся, руководила которым Валентина Бабицкая, в дальнейшем – заведующая станцией юннатов. Юные ученые под началом этого замечательного энтузиаста своего дела много раз становились участниками и победителями городских, областных и всероссийских конференций, даже медалистами ВДНХ. Сфера их научных интересов была весьма широкой и включала флористику, ихтиологию, орнитологию, герпетологию, энтомологию, экологию…
Валентина Станиславовна, осваивая в Ленинградском сельскохозяйственном институте профессию агронома, не предполагала, что ей почти всю жизнь предстоит посвятить педагогической работе. Но в этом нашла она свое истинное призвание. Сегодня Валентина Бабицкая вспоминает те годы напряженной и захватывающе интересной работы с душевным трепетом. С большой гордостью рассказывает она о лучших учениках, о тех, кто в дальнейшем посвятил себя любимому делу. В этих жизненных успехах «повинен» не только талант ее воспитанников. Есть в каждом из их достижений большая доля ее труда, ее беззаветной любви к своей работе, ее неравнодушного отношения к природе и, конечно же, к детям – прославленным магнитогорским юннатам. «Вы самая добрая женщина в мире», – признался как-то Валентине Бабицкой один из ее бывших воспитанников…
Ученики приносят славу ей
В годы расцвета юннатского движения жизнь юных магнитогорских любителей природы была полна увлекательных путешествий – на полевую практику выезжали не только на просторы Урала, исследовали также природу Сибири, Прибалтики и других регионов, с экскурсиями побывали в Москве, Ленинграде, на Алтае. А одного из учеников Валентины Станиславовны судьба с ее легкой руки занесла на Дальний Восток.
В седьмом классе получил напутствие через юннатскую газету ученик 21-й школы Володя Мещеряков, который ехал к светилу энтомологии – профессору Алексею Куренцову. Володя был увлечен изучением насекомых – беспрестанно бегал с сачком за бабочками. И Валентина Бабицкая через свою знакомую, заведующую станцией юннатов Владивостока, устроила ему эту поездку. Володя остался во Владивостоке – поступил в училище, работал экскурсоводом в краеведческом музее. Потом вместе со студентами Куренцова отправился в экспедицию по изучению энтомофауны Дальнего Востока. Окончив педагогический институт, работал в морском заповеднике, на станции юннатов во Владивостоке. Владимир Романович, энтузиаст, всей душой преданный науке, стал героем популярной книги Юрия Аракчеева «В стране синих махаонов».
Для многих учеников Валентины Бабицкой увлечение сыграло решающую роль в выборе профессии. Юрий Поляничко, которого особенно заинтересовала работа с микроскопом, стал врачом-гематологом. Александр Сухов поступил в Иркутский сельхоз-институт на отделение охотоведения, сейчас он – крупный федеральный чиновник в сфере охраны заповедных земель Дальнего Востока и Восточной Сибири. Известные в Магнитогорске люди – проректор МГТУ Сергей Махновский, руководитель отдела эколого-биологического воспитания Дворца творчества детей и молодежи Сергей Генералов тоже были воспитанниками магнитогорской станции юннатов.
Вот на старой фотографии участники областного слета юннатов – победители областного конкурса юных зоологов, ботаников и «голубых патрулей»: впоследствии Лариса Владыко стала методистом по биологии управления образования Иркутска, Александр Харченко ныне – известный ученый, разработавший новую передовую агротехнику, которую внедрили во многих регионах России, в том числе на сельскохозяйственных предприятиях Южного Урала.
Работа магнитогорских юннатов была поставлена на серьезную научную основу. Сотрудничество связывало их с плодоопорным пунктом, Челябинской селекционной станцией. И даже Красная книга Челябинской области увидела свет во многом благодаря исследованиям педагогов и воспитанников нашей станции юннатов, курировали которые Институт экологии растений и животных Уральского отделения РАН и лично академики Большаков и Горчаковский. А однажды магнитогорские юннаты – победители областных соревнований – получили право проходить летнюю практику по ботанике и зоологии на биостанции Миассово, что в Ильменском заповеднике, основанной легендарным ученым Николаем Тимофеевым-Ресовским, героем романа Даниила Гранина «Зубр».
В жизни все бывает
Валентина Бабицкая по праву гордится почетным знаком «За охрану природы России» и золотой медалью Всероссийского общества охраны природы. Но бывало, что в жизни приходилось ей принимать непростые решения.
Как-то охотники привезли на станцию юннатов медвежонка, оставшегося без матери. Он постепенно превращался в большого грозного зверя. Как-то медведь просунул лапу сквозь прутья клетки, зацепил когтями шарфик одной девочки и стал тянуть к себе. Зверь едва не задушил ребенка. После этого Валентина Станиславовна всерьез задумалась, что же делать с молодым медведем, стала советоваться со специалистами. Дрессировщица, выступавшая в это время в цирке, была категорична: медведя держать на станции юннатов ни в коем случае нельзя. Но пристраивать его в цирковую труппу было уже поздно – возраст для начала дрессировки давно прошел. А один авторитетный охотовед сказал, что иного выхода, кроме как убить медведя, нет – приученный к дармовому корму, в дикой природе он не выживет, а держать его в детском учреждении слишком рискованно.
– Эта картина до сих пор стоит у меня перед глазами, – говорит Валентина Станиславовна. – Принесли ведро воды, наш миша опустил туда голову, раздался выстрел, зверь «осел». Когда это произошло, я подняла глаза и увидела, что все окрестные тополя «облеплены» ребятишками. Они стали невольными свидетелями произошедшего. Я страшно переживала потом, долго думала – правильно ли поступила…
Разное случалось и в научных экспедициях, где педагоги головой отвечали за своих воспитанников. Но судьба всегда хранила эту дружную компанию энтузиастов, одержимых «исследовательским зудом», а иногда преподносила удивительные «подарки». Однажды в Башкирии юннаты выкорчевали на дрова сухую березу и волоком притащили ее к месту костровища. А ночью, выйдя из палатки, один из ребят обнаружил светящуюся полосу там, где несли березу. Яма, где росло дерево, тоже мерцала. Это было редкое явление природы – светящиеся микроорганизмы, о которых раньше и дети, и их наставники только читали.
Фото из личного архива