В середине октября магнитогорцы увидят оперу-сказ «Малахитовая шкатулка»
В театре оперы и балета идут последние приготовления к большой премьере совместной работы коллектива театра и режиссера московской
«Новой оперы» Ивана Фадеева.
Средства на постановку оперного спектакля современного уральского композитора Дмитрия Батина были получены благодаря выигранному театром гранту главы города «Вдохновение». В преддверии премьеры режиссер-постановщик «Малахитовой шкатулки» Иван Фадеев, дирижер-постановщик, главный дирижер театра оперы и балета Эдуард Нам и участники спектакля – солисты театра Александр Семивражнов, Лариса Цыпина и Александр Сильвестров дали пресс-конференцию для городских СМИ.
Творческая судьба Ивана Фадеева, выпускника балетмейстерского факультета Российской академии театрального искусства, необычна. Бывший солист Русского камерного балета «Москва», сотрудничавший со многими крупнейшими театрами столицы и регионов – театром на Таганке, Малым театром, театром имени Маяковского, театром на Малой Бронной и другими, одиннадцать лет назад открыл в себе новые творческие возможности и «переквалифицировался» в режиссера. Произошло это в театре «Новая опера», где Иван Владимирович работает с 2001 года. Участие Фадеева в постановке многих оперных спектаклей, в том числе и сказочных, обозначено двумя словами – «режиссура и пластика».
– В последние годы мне везет на сказки, – признался Иван Владимирович. Быть может, с этим и связано то, что «Малахитовую шкатулку» предложили ставить именно ему. Фадеев рассказал, что в своей постановке он постарался максимально сохранить дух сказов Бажова, но все же внес некоторые «поправки от своего имени» – о некоторых из них режиссер даже договорился с автором – Дмитрием Батиным. И если первоначально это была страшная сказка, то в оперном варианте намеренно усилены комические и лирические мотивы. В итоге получился интересный спектакль для семейного просмотра, сохранивший волнующую пограничную атмосферу двух миров – реального и фантастического.
– Акцент сделан на то, что это сказка, – говорит о «Малахитовой шкатулке» исполнитель роли Степана Александр Сильвестров. – Здесь мы отошли от некоторых оперных догматов. Спектакль будет интересен и взрослым, которым приятно вернуться в детство, почувствовать волшебство, и детям. Взрослым, кстати, тут есть над чем подумать.
– Здесь современный музыкальный язык, в чем-то непривычный для артистов, – поделился впечатлением об опере-сказе дирижер-постановщик Эдуард Нам. – На сцене звучит довольно обыденная речь, которая будет хорошо восприниматься публикой.
– Речь спектакля характерно-бытовая, – добавляет исполнитель роли барина Александр Семивражнов. – Сочетание такого языка, а также богатого пластического рисунка, искусно простроенного режиссером, где важную роль играют какие-то изломы, мелкая пластика, мимика, с музыкой, местами напоминающей даже современный стиль амбием, очень необычно. В чем-то все это схоже с бурлеском, звучит новаторски и не всегда «ложится» на «классическое ухо», но представляет собой гармоничный симбиоз, попадание «в яблочко». Для нас это какой-то иной способ существования на сцене.
Согласна с этим и исполнительница роли двуликой Хозяйки Медной горы – неземного существа, перевоплощающегося в обычную женщину, солистка оперы Лариса Цыпина:
– Работа идет на многих уровнях, задействована пластика, ассоциации с фильмами. Пластика играет в спектакле очень важную роль: поворот головы, жест, изгиб, взгляд… В итоге должно получиться что-то очень интересное, – обещает артистка. В постановке задействованы также и артисты балета. Надо сказать, что московскому режиссеру понравилось работать с коллективом нашего оперного театра:
– Хорошие артисты, жаждущие работы, – отозвался Фадеев о нашей труппе, с которой у него сложились плодотворные творческие отношения, полные взаимопонимания. А значит, премьера оперы, в основу которой лег наш родной уральский фольклорный, литературный и музыкальный материал, обещает быть успешной.
Фото Мария МИТЛИНА