Баллы вместо знаний

Активисты Магнитогорской общественной палаты вновь подняли вопрос о вредоносности ЕГЭ
Состоялось очередное заседание представителей местной общественной палаты. 
В формате экспресс-дискуссии была обсуждена проблематика в сфере образования. 
Импульсом для анализа самых болезненных вопросов стал доклад начальника управления образования городской администрации Александра Хохлова.
В целом представленная общественникам в цифрах и диаграммах картина выглядела достаточно оптимистично: почти во всех аспектах деятельности зафиксирована положительная динамика, а по целому ряду показатели Магнитогорска превосходят аналогичные по области – это убедительный результат совместных усилий педагогического сообщества и городской власти. Активисты общественной палаты оценили проделанную работу пятеркой. Как ни парадоксально, однако это «текущее благополучие» вселяет вполне определенную тревогу – что будет через три года, через пять? 
Выяснилось, например, что в педагогической среде вполне вероятен кадровый голод, и это отнюдь не единственная проблема. Пожалуй, самое досадное состоит в том, что в большинстве своем на ситуацию влияют исключительно внешние факторы. А если конкретнее, то основным поставщиком проблем уже не первый год выступает федеральный центр, регулярно спускающий вниз различные реформаторские инициативы. В формате обсуждения вновь прозвучало открытое негодование по поводу внедрения в образовательный процесс пресловутого ЕГЭ. По мнению активиста ОП Валентина Поварича, систему единого тестирования необходимо просто отменить – чем раньше, тем лучше. Почему? Очевидных резонов вдоволь на всех ярусах российской образовательной системы. Категорично протестные настроения характерны для большинства участников процесса: от учителя труда до академика РАН.
Подготовка к ЕГЭ фактически ломает всю учебную программу в выпускных классах. Вместо полноценных занятий по предметам учащиеся и учителя занимаются натаскиванием на тесты ЕГЭ. Под это отдаются все дополнительные учебные часы, которые раньше использовались для развивающей деятельности. Срываются факультативные занятия, семинары, конференции, творческие конкурсы. Многие учителя превращаются в «репетиторов». На этом фоне начали активно разворачиваться специальные «центры» по подготовке к ЕГЭ, что стало весьма доходным бизнесом. Поэтому первоначальные утверждения «авторов» ЕГЭ о том, что эта форма экзамена поборет репетиторство, не выдерживает никакой критики. Репетиторство выросло в сотни раз.
И при этом резко увеличилась степень коррупции при поступлении в вузы. Сертификат с прекрасными результатами ЕГЭ сегодня можно купить в Интернете. Более того, многие предлагают приобрести сертификат с результатами, внесенными в федеральную базу данных. Что говорит о том, что коррупция уже на верхних этажах – в Центре тестирования и в Рособрнадзоре. Видимо, эти люди имеют доступ к федеральной базе данных и могут корректировать ее. 
По убеждению специалистов, введение ЕГЭ привело не к получению знаний, а к охоте школьников за баллами. От порочной системы начали отказываться там, где ее изначально вводили. У тех же американцев ЕГЭ долгое время пользовался большой популярностью, но привел к тому, что, по выражению Билла Гейтса, в конце XX века американские школьники оказались на уровне конца XIX века. Они едва могут читать, писать и считать. Поэтому уже с 2005 года в США тестовый экзамен является добровольным и платным. Сертификат о сдаче ЕГЭ при поступлении в вузы является всего лишь бонусом. В России со временем ЕГЭ скорее всего будет упрощаться, и постепенно уровень наших выпускников будет падать до уровня, скажем, американских школьников. Это очень обидно и печально, потому что от школы зависит качество населения страны. Если мы хотим быть действительно большой великой страной, то нам нужно думать о качестве населения. И, стало быть, отказаться от ЕГЭ. Магнитогорские общественники решили обратиться с таким предложением в высшие властные инстанции страны. По мнению главы ОП Валентина Романова, нельзя опускать руки на том лишь основании, что та или иная инициатива толком не продумана наверху. Если тема остается актуальной, общественности необходимо продолжать ее будирование. 
Эмоциональную реакцию вызвал и прогноз главы управления образования городской администрации Александра Хохлова: 
– Если сейчас наполненность кадрами составляет 99 процентов, то через пять лет может возникнуть дефицит воспитателей и педагогов дошкольного образования. А педагогического вуза нет, и если студент уедет, к примеру, в Челябинск, в Магнитогорск он уже не вернется. Выход – целевое направление, однако бюджет, выделяемый государством на «целевиков», оставляет желать лучшего.
Профессор Валентин Романов признался, что за 50 лет работы в сфере образования с подобными ситуациями просто не сталкивался. И тем не менее выразил уверенность, что необходимо уже сегодня браться за решение и этой проблемы. А член общественной палаты, бывший сотрудник МаГУ Сергей Слободнюк предложил создать в городе муниципальный педагогический вуз. Коллеги активно поддержали эту идею.
 
 
Exit mobile version