Отечественная история открывает новые страницы
Год столетия начала первой мировой войны всколыхнул нашу память. С этой великой даты, хочется верить, ту войну перестанут именовать забытой…
О чем поведал экспонат
Есть и в нашем городе люди, занятые исследованием того периода истории. Одна из них – старший научный сотрудник Магнитогорского историко-краеведческого музея Галина Старикова.
– Когда на строительство нашего города приезжали люди из самых разных мест, они «везли с собой» свое прошлое, – рассказывает Галина Ильинична. – Поэтому в фондах нашего музея оказались документы и вещи, которые рассказывают о прошлом нашей страны, касаются в том числе и периода первой мировой войны. Например, есть выпуски журналов тех лет – «Новой иллюстрации», «Всемирной нови», «Смеха и сатиры». Есть «Повестка по воинской повинности» и «Свидетельство о явке к исполнению воинской повинности» от 1914 года в будущем магнитогорца Сергея Некрасова. С историей станицы Магнитной связано так называемое «обыденное» полотенце, на котором вышито «МГМ выш. 1916 г. окт. 14 д.». Его по сложившейся в войну традиции жена казака изготовила в один день и передала в церковь как оберег, который должен был помочь ее мужу выжить на войне. Есть немецкий кинжал, очевидно, трофейный, переданный дочерью Ивана Тюрина, участника октябрьских событий 1917 года…
Для советской России первая мировая война осталась связанной с царизмом. Поэтому были забыты ее герои, спрятаны или уничтожены ордена, фотографии, документы. Долгие годы люди старались не вспоминать о родственниках, участвовавших в вой-не, тем более что зачастую судьба их была связана с белой армией.
Выжившая фотолетопись
Зато по прошествии века, в преддверии великой даты, о тех событиях заговорили все, кому было что сказать. И пусть никто из участников войны до наших дней не дожил и большая часть документов того времени не сохранилась. Но до нас дошло великое множество фотографий – неоспоримых свидетельств эпохи. В этот год они стали в основной своей массе доступны – с ними можно познакомиться в Интернете, музейных экспозициях, изданиях, посвященных теме войны. А кто-то уже сегодня проехал по местам, которые сняты на фото времен первой мировой, и поделился снимками, где видны по сей день сохранившиеся следы окопов….
Обилие фотоматериалов связано с тем, что первая мировая война дала мощный толчок развитию жанра фоторепортажа. Сотни фоторепортеров, профессионалов и любителей, устремились на фронт, чтобы запечатлеть непарадную повседневность той войны – не только «схватки боевые», но и будни, быт и досуг солдат, суть человеческих взаимоотношений на войне. И эти непостановочные кадры часто открывают нам множество тайн и бесценных подробностей той жизни, о которых мы никогда и не узнали бы. Много таких фото сохранилось в коллекциях тех участников гражданской войны, которые могли не опасаться за свое прошлое. Кстати, если на фотографиях 1914-1915 годов чаще запечатлены английские и французские военные, то в последующие годы, когда российские фоторепортеры уже заняли свою нишу, все больше становится снимков, запечатлевших представителей русской армии.
В фондах историко-краеведческого музея хранятся фотографии и документы, касающиеся жителей станицы Магнитной – участников первой мировой. Несколько сотен казаков станицы служили в сводных казачьих дивизиях, особенно много их было в 16-м Оренбургском казачьем полку. Известны имена наших земляков, отличившихся в боях, награжденных Георгиевскими крестами и медалями. Фотографии, на которых казаки Магнитной сняты в парадной форме, с наградами, были присланы с фронта, но сделаны профессиональными фотографами. Тему участия наших казаков в первой мировой поднимали краеведы Магнитогорска, но в ней еще немало «белых пятен».
«Любимой жинке»
Фотографией на войне увлеклись многие офицеры русской армии. С начала 90-х годов в фондах музея хранятся снимки, которые с осени 1916-го по осень 1917-го присылал с фронта капитан русской армии Евгений Наумов своей жене. Достоверно известно, что сделаны и проявлены они были в районе военных действий, и лишь на одном из них есть надпись «снимал Ник. Иван.». Возможно, фотографией занимался и сам Наумов. Снимки передала в музей Анна Горелова, близкой родственнице которой они принадлежали. Об Анне Тимофеевне известно только, что она приехала на строительство города в 1931 году.
– Быть может, остались в Магнитогорске родственники Анны Гореловой, которые могли бы пролить свет на ее судьбу и судьбу переданных ею фотографий, – надеется Галина Старикова. – Мы были бы благодарны, если бы они откликнулись.
О самом Евгении Наумове мы знаем, что впоследствии он участвовал в гражданской войне, правда, неизвестно, с какой стороны, а похоронен в Кисловодске. Каждая из его фотографий таит свой маленький, но от этого не теряющий важности отрезок истории. Из подписей и содержания снимков выяснилось, что дивизия Евгения Андреевича входила в состав Западного фронта. Упоминаются названия рек Стоход, Шара, Малый Обзыр. В тот период, после Брусиловского прорыва августа 1916-го, «стоходская мясорубка» которого унесла жизни полутора миллионов человек, линия фронта проходила по рекам Стоход и Припять. Война тогда приняла позиционный характер. В июне 1917 года здесь прошло неудачное наступление русской армии.
Большая часть коллективных фото Наумова снята в полевом лагере, около землянок. Участники фотографировались с оружием или с инструментами – во время строительства укреплений. Много любопытных фактов можно узнать и из подписей на обороте фотографий. Например, на одном из снимков Наумов просит свою супругу найти для одного из товарищей интересную «крестную мать». Оказывается, во время первой мировой во французской армии появилась традиция, особо поощряемая военным руководством: каждый солдат должен был иметь подругу по переписке, которую и называли «крестной матерью». Это здорово помогало поддерживать боевой дух солдат, очевидно, поэтому эта традиция перекочевала и в русскую армию.
Как признается Галина Старикова, от работы с созданным Евгением Наумовым фотоархивом осталось впечатление самого нежного и бережного отношения к жене с его стороны. Наумов никогда не отсылал жене снимков, которые хоть как-то намекали бы на тяжесть и опасность ратного труда, ужасы войны. На них нет трупов, раненых, разрушенных или горящих домов. Его фотографии повествуют о мирной стороне военной жизни, знакомят с фронтовым бытом, а самое печальное, что на них изображено, – солдатские кладбища.
Один из снимков, на котором сам Евгений Наумов запечатлен умывающимся, сопровожден подписью: «Моей жинке в память о ее любви к чистоте». Об этой любви напоминает и фото о посещении солдатами бани, работа которой организована Комитетом Западного фронта Всероссийского Земского союза. Известно, что комитет занимался поставками оборудования и медикаментов для госпиталей, обучением медперсонала, организацией пунктов питания, заготовкой белья, одежды и обуви для армии и многим другим.
А вот кадры, запечатлевшие выступление военного оркестра, приезд артистов театра пантомимы. На последнем видно, что на дворе зима.
– Наступление нового 1917 года довольно широко отмечалось в русской армии, – рассказывает Галина Старикова. – На фронт выезжали артисты, устраивались праздники с вручением подарков.
Скорее всего, такие меры были призваны поднять настроение и боевой дух солдат. На другом снимке – офицеры батальона и собака. А вот этот кадр сделан, скорее всего, уже после Октябрьского переворота – на вчерашних офицерах нет погон. А вот всеобщее построение, приезд генерала. Быть может, изображенные события связаны с моментом отречения императора от престола? Разглядывая фотографии, предположений можно сделать много, а вот документов, которые могли бы их подтвердить или опровергнуть, очень мало…
Внесите лепту в историю
Старший научный сотрудник историко-краеведческого музея Галина Старикова надеется, что интерес к событиям первой мировой не угаснет с окончанием юбилейного года, а все, что извлечено ныне из архивов и тайников, станет основой для некоего общероссийского свода материалов, посвященных этому периоду истории. Пусть их осталось не так уж много, но они представляют большой интерес и нуждаются в тщательном изучении. Поэтому магнитогорцы, у которых по сей день хранятся фотографии, документы, вещи, связанные с первой мировой войной, могут поделиться информацией с сотрудниками музея (сообщить о наличии таких материалов можно по тел. 8-902-896-06-12 Стариковой Галине Ильиничне). Возможно, именно благодаря им состоится когда-нибудь в нашем историко-краеведческом музее выставка, посвященная памяти забытой войны. И нам всем вместе удастся вернуть ей ее исконное название – Великая.