«Переходный возраст» – этих слов часто боятся родители; услышав их, хмурятся и вздыхают учителя. Чем же он так важен и сложен? “МР-инфо” разбирался вместе с психологом.
Подростковый, переходный возраст – это этап формирования личности человека. Границы его не слишком определенные: от 11-12 до 15-16 лет. Однако все чаще проявления подросткового кризиса наблюдаются у детей и в 9-10 лет.
Переходный возраст считается одним из самых сложных и важных в жизни человека. Ребенок превращается во взрослого. Этот процесс болезненный и трудный и для него самого, и для окружающих. Перед подростком стоят определённые возрастные задачи, которые он должен решить и решает, вне зависимости от того, знает об их существовании или нет.
С другой стороны, подростковый период отличается множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности.
Что мне нужно?
Потребности, которые есть у подростка в этот период:
Потребность в общении и принадлежности. Учеба, бывшая основным видом деятельности в младшей школе, отходит на задний план. Ее место занимает желание общаться со сверстниками, выстраивать отношения, отстаивать свое мнение и границы, познавать правила взаимодействия с себе подобными. Если дети не научатся делать это сейчас, во взрослой жизни это будет делать куда сложнее. Поэтому мнение сверстников становится более важным и весомым для ребенка, чем мнение старших – учителей и родителей. Самое страшное для подростка – остаться одному, почувствовать, он «не в стае».
Потребность в самопознании. Кто я, какой я, какого я пола и что это значит, что я могу и хочу в этом мире, каким меня видят другие – эти вопросы возникали и раньше, но сейчас ребенок должен переосмыслить их и найти ответ. Поэтому подросткам так нужно время на «перезагрузку»; даже если они просто лежат на диване и смотрят в потолок – это не лень, это потребность в переработке полученной за день информации. И важно предоставить им время и возможность.
Также сюда входит познание, принятие собственной сексуальности. Интерес к телу, проявленный в детстве, расширяется, к нему добавляется необходимость понять, что значит быть юношей или девушкой, признать этого в себе. Позже, в юношеском возрасте, на первый план выйдет потребность в интимно-личностном общении. Пока же – это только интерес к потенциальным партнерам. И первая любовь.
Потребность в уважении и признании. Любому человеку надо ощущать себя важным, значимым и принятым, вне зависимости от возраста и пола. Поскольку отношение подростка к себе ещё не до конца сформировалось, то он ориентируется во многом на то, каким его видят окружающие. Поэтому потребность в уважении, безоценочном принятии и признании у детей этого возраста намного сильнее, чем у взрослых. Процесс осложняется тем, что в силу своего «переходного» положения подросток не имеет практически никаких законных прав, но у него много обязанностей, почти все из которых сводятся к «хорошо учиться и слушаться старших». И «лень, наглость и избалованность» современных тинейджеров в основе имеет протест против такого несправедливого, на их взгляд, положения. Поэтому так легко идут они за теми, с кем чувствуют себя нужным, значимым и важным; на этом их цепляют зачастую криминальные и политические лидеры.
Потребность в отделении. Психологическая задача переходного возраста – отделиться, уйти из семьи, стать самостоятельным, научиться выживать одному. Стать взрослым – значит, суметь опираться только на себя, не зависеть от окружающих, принимать собственные решения и отвечать за их последствия. Увы, родители не всегда успевают заметить и осознать, что их ребенок – уже не тот пятилетка, которого нужно за руку переводить через дорогу, и продолжают опекать, подстилать соломку, контролировать и решать детские проблемы. Строгие рамки семейных правил, установленные и принятые раньше, становятся тесны, подросток пытается раздвинуть их, и это неизбежно приводит к конфликтам.
Отсюда истоки у подросткового отрицания правил и норм старших. Подростку не нужны ценности и правила взрослых, ему нужно выработать свои, понять законы мира самому – а сделать это возможно, только отринув то, что тебе пытаются навязать. И априори подростки считают родителей глупыми – ведь их мировоззрение не годится, нужно получить и наработать собственное.
Ловушки и сложности
Повышенная эмоциональность. Не созревшая еще гормональная система выдает перепады настроения и самочувствия по несколько раз в день – от смеха к слезам, от радости к отчаянию (смешному на взгляд взрослых, но такому тяжелому для самих подростков). Эмоциональные скачки не только вводят в недоумение и заставляют думать «А нормальный ли я?», но и истощают. Все, чем могут помочь окружающие – дать возможность успокоиться, а еще – показать, что они рядом и готовы или оставить в одиночестве, или выслушать и принять, если надо. Мелочи? Для растерянных детей это очень важно.
Физические проблемы, связанные с перестройкой и быстрым ростом организма. Системы и органы развиваются и растут неравномерно, и в подростковом возрасте могут возникнуть или проявиться уже имеющиеся заболевания, в первую очередь – болезни позвоночника, органов ЖКТ и зрения из-за большой нагрузки. Поэтому так важно обращать внимание на плохое самочувствие ребенка и, если нужно, настаивать на походе к врачу.
Недовольство своей внешностью. Отчасти оно обусловлено тем же быстрым ростом организма – неуклюжесть, непомерная длина рук и ног, прыщи и угловатость, ломка голоса приводят так быстро растущих детей в отчаяние. Отчасти – тем, что стандарты красоты, навязываемые им глянцевыми журналами, ТВ и в интернетом, часто не соответствуют никаким нормам здоровья и здравого смысла. Отчасти – все тем же познанием и сравнением себя с окружающими. Ни один подросток еще не был полностью доволен собственной внешностью, и можно сколько угодно доказывать девочке или мальчику, что они красивые – все равно не поверят.
Падение школьной успеваемости. В 6-7 классе оценки снижаются почти у всех, особенно если ребенок учится во вторую смену. И выправляются в лучшем случае к концу 8 класса, а то и позже, когда приходит время сдавать ОГЭ. Но согласитесь, было бы куда сложнее, если бы интерес к учебе пропадал позже, перед самыми выпускными экзаменами – тогда это имело бы гораздо худшие последствия. А так – еще остается время наверстать и исправить.
Напряженные отношения с родителями. Во-первых, в подростковом возрасте ребенок впервые понимает, что его родители – не идеальные сверхчеловеки, как ему казалось раньше, а такие же люди, со своими слабостями, достоинствами и недостатками. Во-вторых, родители часто не успевают привыкнуть к тому, что их послушный и ласковый лапочка уже вырос, и установить в семье новые правила (извечная война: «Чтобы в девять часов был дома!» – «Да почему? Я уже взрослый!!»). В-третьих, проблемы, волнующие родителей и для детей, разнятся как никогда сильно. Одним важен контроль над успеваемостью, успехи у репетиторов и будущее поступление в вуз, другим – общение со сверстниками, первая любовь и прочие далекие от учебы вещи. И наконец, часто в основе ссор лежит все та же заложенная природой необходимость ухода, психологического отделения от семьи. Добавьте к этому вполне естественную боязнь такого ухода, нерешительность, эмоциональность – и объяснятся пугающие взрослых странности в поведении подростка: вчера он рвался на волю, а сегодня – отступил и прячется за спину больших и сильных папы с мамой.
Желание уединиться, защита своей территории. В это время дети становятся максимально скрытными и ревностно оберегают все свое – мысли, друзей, портфель и шкаф с вещами, свою комнату, если она есть. Желание скрыться, оградить себя от влияния старших, получить кусочек жизни, куда нет доступа никому, кроме него самого, вытекает из потребности ребенка в самостоятельности, уважении и признании его прав. Лучший способ потерять доверие подростка – читать его дневник, почту, проверять телефон или аккаунт в соцсетях, подслушивать разговоры. И хорошо, если в семье есть возможность выделить подросшему чаду отдельную комнату.
Первая любовь. То, чего так сильно боятся родители и школа – но оно заложено природой, и никуда от этого не деться. Да и самим подросткам чувства не всегда приносят только радость, особенно безответные. Но они должны через это пройти, и единственное, что могут сделать взрослые – не навредить, поддержать.
Беспорядок. В вещах, в мыслях, в интересах, планах. Ох, этот «бардак» в шкафу и комнате – вечный камень преткновения, самая частая причина ссор в семьях! Сколько копий из-за него сломано. Увлечения сменяют друг друга с пугающей быстротой: вчера дочка играла на гитаре, сегодня собирается стать машинистом тепловоза, а завтра грезит о карьере финансиста. Вещи смятой кучей вываливаются из шкафа, на столе – вперемешку бумажки, учебники, косметика и непонятного назначения обломки. На самом же деле беспорядок снаружи – отражение того хаоса, что царит в душе у подростка. Позже, когда внутреннее ощущение его немного упорядочится, когда он наконец обретет устойчивую платформу под ногами и место в жизни, это проявится – и тогда завалы вещей перестанут пугать родителей. Пока же психологи советуют – если есть возможность – без лишней нужды в комнату к ребенку не ходить. Целее будут и нервы, и отношения.
Что делать?
Как выжить родителям, сохранить себя и отношения с ребенком?
Отойти в сторону. Наступает время, когда мы становимся не нужны своим детям. Все, что мы могли и успели им дать, мы уже вложили. Дальше они пойдут одни. Своим путем, полным ошибок, нелепостей и срывов; будут наступать на те же грабли, что и мы когда-то, но – пойдут. Сами. Наша задача – остаться им надежным тылом, прибежищем, местом, куда они могут приползти зализать раны, отдохнуть, набраться сил и мужества, напитаться нашей любовью и доверием. Быть рядом там, где нужно, и отойти в сторону, если понадобится. А потом они уйдут совсем. На какое-то время.
Подробнее об отношениях родителей и подростков мы поговорим в следующем материале.