Юные исследователи из школы №64 стали призерами всероссийской научной онлайн-конференции.
В дистанционном формате
В новом формате прошел в связи с пандемией Российский Рождественский фестиваль-конференция в Обнинске, в котором уже неоднократно успешно участвовали ученики начальных классов МОУ «СОШ №64 им. Б. Ручьева». В этом году успеху ребят способствовало появление в школе оборудования для локально-вычислительной сети и подключения к широкополосному интернету в рамках реализации национального проекта «Образование».
– Одна из задач нацпроекта «Образование» – формирование в школе цифровой образовательной среды, – говорит директор МОУ «СОШ №64 им. Б. Ручьева» Наталья БЫКОВА. – Проект предполагает оснащение школ качественной техникой и высокоскоростным интернетом. Цифровая образовательная среда позволяет существенно расширить доступ обучающихся к новым знаниям. В России в 2020 году предполагалось 15,5 тысячи школ оборудовать новой техникой и обеспечить интернетом. К счастью, среди учреждений образования Магнитогорска – участников проекта оказалась и наша школа. Была проведена модернизация информационной инфраструктуры, заменены кабели, вся школа охвачена единой сетью, в учреждении сегодня работает три точки вай-фай, что значительно облегчает доступ в интернет.
2020 год стал стартовым в плане дистанционного обучения, но наша школа начала активно заниматься дистанционными технологиями еще около пяти лет назад. Периодически у нас проводились педагогические советы и мастерские, где учителя-предметники делились своим опытом, мы активно использовали различные онлайн-платформы, в том числе Zoom. Работу на платформах освоили дети, учителя и родители. Эти навыки помогают нам постоянно – очень много различных конкурсов, фестивалей, олимпиад проходит в дистанционном режиме.
Ребята из начальных классов школы №64 успешно выступили на Всероссийской конференции учащихся «Юный исследователь», которая ежегодно проходит в наукограде Обнинске в рамках Рождественского фестиваля-конференции. Ранее они выезжали туда на очные олимпиады, в этом году впервые участвовали в мероприятиях в дистанционном формате. Школьникам, их родителям, а также организаторам и членам жюри конференции этот опыт пришелся по душе. Единственное «но» – онлайн-форум проходил одновременно в городах, расположенных в разных часовых поясах, и если в Магнитке участники успели «отстреляться» до восьми часов вечера, то в регионах, расположенных восточнее, дети в школах засиделись до ночи.
В сухом остатке – навыки
Осенью состоялся заочный тур Всероссийской конференции учащихся «Юный исследователь», его призерами стали пятеро учеников начальных классов школы №64. Очный тур на базе онлайн-платформы Zoom прошел во время Рождественского фестиваля-конференции – здесь удалось отличиться четверым ребятам, плодотворно поработавшим над исследованиями в различных областях науки. Кроме того, все они заняли первое место в конкурсе олимпиады третьих – четвертых классов и третье – в командной игре «Разноцветная планета».
Есения МАКАРОВА награждена дипломом первой степени в номинации «Биология и медицина», темой ее научной работы стало «Влияние среды обитания на окрас и размер красноухих черепах в домашних условиях». Матвей ОВЧИННИКОВ – дипломом первой степени в номинации «Окружающий мир» за «Изучение процесса возникновения морозных узоров на стеклах». Дарья ВОЛКОВА получила диплом второй степени в номинации «Культурология и литературоведение» за исследование темы «Влияние традиций Японии на танцевальные движения». Дипломом первой степени награжден Артем БЕЛОГОРОДЦЕВ, участвовавший в работе секции «Биология и медицина» с работой на тему «Влияние различных факторов на размножение муравьев рода Lasius Niger в условиях домашнего формикария».
– Мы участвовали в обнинском Рождественском фестивале впервые, – рассказала мама Артема Анна БЕЛОГОРОДЦЕВА. – Надо отметить, что опыт работы на платформе Zoom у нас был. Во время конференции было живое общение с членами жюри, которые задавали вопросы, касающиеся темы работы.
Как рассказала Анна Константиновна, очень интересным был для Артема и сам процесс создания научной работы, идея которой возникла спонтанно. Артем гостил у бабушки на даче и начал вести наблюдения за муравьями. Когда в школе предложили написать научную работу, перебрали несколько тем, в итоге остановились на той, которая вызывала искренний интерес у ребенка. Так у Белогородцевых появились муравьи. В работе Артему помогала вся семья – даже младшая сестренка заботливо кормила крохотных питомцев белковой пищей. Наблюдения за размножением насекомых заняли около года.
Помогали Артему рекомендациями научный руководитель – учитель начальных классов Светлана ТОПОРОВА и заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «СОШ №64 им. Б. Ручьева» кандидат педагогических наук Марина ЛУКИНА.
– Марина Моисеевна – не сторонник использования в научной работе интернет-ресурсов, и поэтому мы прочитали много научной литературы, посещали библиотеку, – рассказывает Анна Белогородцева. – На конференции отметили, что мы пользовались авторитетными научными источниками, например, изучали труды энтомолога Анатолия Захарова, который занимался муравьями. Научная работа – это развитие мышления, памяти, творческих способностей, практический опыт и навыки публичного выступления.
В свою очередь Марина Лукина к этому перечню добавила:
– В жизни, особенно сейчас, очень важно уметь анализировать и критически оценивать информацию, которую мы получаем – и научная работа развивает эти умения. Дети сопоставляют, учатся делать выводы.
А директор МОУ «СОШ №64 им. Б. Ручьева» Наталья Быкова уверена:
– Дети в результате участия в подобных мероприятиях раскрепощаются, могут успешно презентовать результаты своего интеллектуального труда. И даже если они не свяжут свое будущее с выбранной темой – а темы работ серьезные, соприкасаются с физикой, биологией – в любом случае этот колоссальный опыт презентации им, безусловно, пригодится. Ребятам лестно слышать похвалы в свой адрес от профессоров и академиков.
Научный и классный руководитель Артема Белогородцева и Дарьи Волковой Светлана Топорова не сомневается:
– Научная работа позволяет ребенку структурировать свои знания и на основе жизненного опыта видеть наличие определенной проблемы, через эту проблему сформулировать гипотезу и задачи. Вся наша жизнь – это решение определенных проблем, задач. Научная работа позволяет ребенку определить цель, выстроить задачи и идти к цели. Во-вторых, научная работа – это выработка коммуникативных умений: доказывать, дискутировать, отвечать на вопросы, утверждаться в коллективе.
«В единстве – наша сила»
Большой вклад в научные успехи младших школьников внесла учитель начальных классов Светлана Топорова.
– Мы с ребятами в тесном сотрудничестве с Мариной Моисеевной и родителями писали две научные работы, абсолютно разноплановые, – рассказывает Светлана Анатольевна. – Артем Белогородцев увлекается окружающим миром, любит наблюдать за самыми мелкими созданиями природы, поэтому он выбрал тему, связанную с энтомологией. Для него очень важна проблема сохранения муравьев в природе. Причем он нашел несколько факторов, влияющих на успешное размножение насекомых, и в домашних условиях их проверил. О каждом этапе своей работы Артем регулярно докладывал классу, делал видеорепортаж, фоторепортажи. И мы все вместе с нетерпением ждали появления новых муравьев, а когда они появились, для всех была огромная радость – это говорило о том, что мы шли в нужном направлении.
Даша Волкова серьезно занимается хореографией на протяжении нескольких лет, вместе с педагогом они поставили японский танец, и Даша заинтересовалась, как японская культура влияет на танцевальные традиции страны. Возможно, благодаря ее кропотливой работе кто-то из ребят пойдет в спортивную секцию, связанную с японской культурой, либо серьезно займется танцами.
Важно, что Артем и Даша чувствовали поддержку класса. Когда их работа приближалась к завершению, одноклассники придумывали и задавали им огромное количество вопросов, – на этом этапе стояла задача проверить, в полном ли объеме ребята владеют информацией по своей научной теме.
В итоге во время конференции Артем и Даша уверенно отвечали даже на самые неожиданные вопросы участников из разных городов и членов жюри. А потом придумывали вопросы для других участников.
– Успех ребят в онлайн-конференции – во многом результат того, что в нашей школе большое внимание уделяется цифровым технологиям, – уверена Светлана Топорова. – У нас выстроена работа на многих учебных цифровых платформах, все это позволяет сделать процесс обучения интересным для ребят, потому что цифровые технологии включают в себя большое количество игровых моментов. Это олимпиады, конкурсы, квесты. У детей есть возможность в любое время включиться в этот процесс, выполнить задания. Те знания, которые они получают на цифровых платформах, очень актуальны, это свежая информация. Единственный минус такого обучения – нехватка личностного общения, когда дети работают в парах, группах, спорят, находят что-то общее, учатся договариваться, слушать другого. Использование цифровых технологий предполагает и определенные ограничения во времени. И, конечно, успехи наших ребят на городских, региональных и всероссийских конкурсах не могли бы состояться без активной поддержки администрации школы и родителей. «В единстве – наша сила!» – это девиз нашего 4а класса. Объединение семьи и школы дает прекрасный результат.
Похожие материалы
Фото Елена КУКЛИНА