Россияне разучились получать удовольствие от отдыха
Около четверти наших сограждан скучают по работе в отпуске. Больше других тоска одолевает учителей, врачей и бухгалтеров, лучше всего забыть о работе удается аналитикам и менеджерам по рекламе и логистике, сообщает издание «Ведомости» и приводит результаты исследования центра рекрутингового портала Superjob.ru, в котором приняли участие представители 30 профессий.
– Скучание по работе – бич сегодняшнего человека, – считает бизнес-психолог Дарья Пантюх. – Мы разучились жить «здесь и сейчас» и сами от этого мучаемся.
Дело не выгорело
Причины скучаний – и фанатичная преданность профессии, и отпуск, не приносящий удовлетворения, если он проходит не там, не с тем и не так, как бы хотелось. Рано или поздно человек, не умеющий отдыхать, «сгорает на работе» и становится как специалист неэффективен. Что невыгодно работодателю, потому что первыми сгорают лучшие.
– Медработники, педагоги, журналисты, словом, специалисты, работающие с людьми, эмоционально гораздо сильнее вовлечены в трудовой процесс, нежели, например, экономисты, – поясняет Алексей Мишин, врач-психиатр, директор московского психоневрологического интерната. – Работа с людьми – это всегда взаимоотношения и человеческие жизни.
– Те, кто скучает по работе в отпуске и на работе скучает по отпуску, – это люди результата, а не процесса, – считает Пантюх. – Отпуск – это процесс, там не может быть результата, если не считать таковым загар. Если бы «скучающие» поставили себе некую цель, то, возможно, перестали бы скучать, забылись бы.
– Многие не могут оторваться от работы в отпуске не только из-за своей вовлеченности в процесс и незаменимости, но и потому, что работой заполняют пустые ниши в своей жизни. Пытаются таким образом сбежать от себя, от семейных проблем, возможно, страдают синдромом профессионального выгорания или неврозом, и, конечно, не исключено, что они стали жертвами стиля управления, принятого в компании, – полагает Мишин.
Забыть всё
Почти 80 процентов респондентов признаются, что в отпуске просматривают рабочую почту, отвечают на письма и рабочие звонки. Лишь 11 процентов считают, что коллеги обойдутся и без их участия, а пять процентов принципиально игнорируют на отдыхе любые рабочие процессы.
– Мне отключиться от процесса довольно сложно. И не потому, что подчиненные не могут самостоятельно принимать решения. Просто работа занимает большую часть моей жизни – жизни интересной, эмоциональной, постоянно меняющейся. Когда же происходит смена обстановки, в первые дни чувствую вакуум, – признается Светлана Смирнова, операционный директор коммуникационной компании. Однако чем дольше отпуск, тем эта связь становится слабее. Полностью удается отключиться дня за три до окончания отпуска, и тогда Смирнова начинает горевать о том, что не смогла переключиться сразу.
– Сегодня можно перестать разделять жизнь по принципу работа – отдых, – считает Иван Бланарик, генеральный директор столичного ООО. – Люди многих профессий могут позволить себе работать не только в офисе, но и в любом другом месте. Во время отпуска я проверяю почту утром и вечером. Но стараюсь не вести долгие рабочие разговоры по мобильному, если не возникают непредвиденные обстоятельства.
– Необходимость постоянно быть на связи возникает не так уж часто, – считает Ирина Архипова, директор по внешним связям компании, производящей безалкогольные напитки. – При хорошо отстроенных бизнес-процессах и адекватных заместителях такой необходимости быть
не должно.
– Это типичное неумение отключиться. Ну и, конечно, никто не отменял боязни стать ненужным и забытым. А также несформированного навыка делегировать полномочия, – полагает Пантюх.
– Оценка работодателя зависит в том числе от его отношения к рабочему процессу, – уверяет Мишин. Один его клиент, владелец компании, отказывал сотрудникам в премировании, если те регулярно перерабатывали. Считал: если сотрудник задержался, значит, в рабочее время он бездельничает, не умеет планировать свое время. Другой клиент, руководитель высокого уровня, сам работал сутками и требовал такой же отдачи от подчиненных. Иное отношение к работе рассматривалось как некомпетентность.
Не признак лояльности
Большинство участников исследования проверяют рабочую почту хотя бы раз в день и отвечают на звонки, но не требуют того же от подчиненных. Многие согласны, что и без их участия за две недели в компании ничего не произойдет, но все же полностью отключиться не могут. Однако не будут считать нелояльным того, кто не скучает по работе на отдыхе.
– Я в большей степени оцениваю лояльность не по тому, что сотрудники включаются в рабочий процесс в отпуске, а по тому, что во время их отпуска у меня не болит голова от недоделанных ими задач и дополнительной нагрузки на остальных сотрудников, – говорит Смирнова.
– Сложно требовать вовлеченности от утомленного сотрудника, рано или поздно отсутствие качественного отдыха приведет к выгоранию, и тогда встанет вопрос не о лояльности, а вообще о возможности качественно выполнять свои обязанности, – добавляет Архипова.
– Наличие сотрудника на связи может свидетельствовать о его живом участии в жизни компании. Но в таком случае есть риск переступить ту грань, когда сотрудник оказывается заложником ситуации, – предупреждает Наталья Новикова, директор по управлению персоналом московской компании.