Как не «остаться с носом», купив путёвку за рубеж
Туризм нынче – дело рискованное. Не только потому, что растет число стран с неблагополучной обстановкой, а ушлые местные жителикое-где норовят обмануть доверчивого туриста.
На отдых надо еще попасть. Потому как немало мошенников и на родной земле. Так, пару лет назад руководитель магнитогорского турагентства «Турсервис» была привлечена к уголовной ответственности за мошенничество. До этого Роспотребнадзор привлекал ее к административной ответственности. Сегодня хозяйка сомнительного бизнеса сама «отдыхает», правда, в местах не столь отдаленных. Тем не менее поживиться на ниве туризма желающих не убавляется.
Нынешний сезон отпусков для некоторых магнитогорцев начался с неприятных сюрпризов. Некая туристическая компания, истины ради скажем, успевшая положительно зарекомендовать себя за несколько лет безупречной работы, вдруг стала «кидать» клиентов. Обманутыми оказались как отдельные граждане, так и целые коллективы. Пострадавшие поначалу пытались получить назад свои деньги по-хорошему. Потом самые отчаянные приходили в офис фирмы и в буквальном смысле пытались отнимать деньги, которые на их глазах передавали «бизнесменам» очередные незадачливые клиенты. Через некоторое время для усмирения конфликтов в офисе появились внушительного вида секьюрити, выпроваживавшие «бузотеров».
Часть пострадавших обратилась за помощью в объединение защиты прав потребителей, часть – прямиком в прокуратуру. Есть уже и коллективные заявления. Звонили и в «Магнитогорский рабочий», спрашивали, как быть. В нашем случае группа из шести человек приобрела путевки на майские праздники в Баден-Баден. Отдых по вине турфирмы сорвался, деньги никто возвращать не собирается.
В чем дело, почему солидная вроде бы компания пошла по скользкой дорожке? Причин, как уверяют специалисты от турбизнеса, может быть несколько. Либо турфирма обанкротилась, либо мошенническая схема была придумана изначально. А честная работа – лишь «наживка». Она и сработала.
Главный специалист-эксперт управления Роспотребнадзора по Челябинской области Ольга Ковалевская поясняет, как поступать в такой ситуации:
– Если вы приобрели путевки, но туристическое агентство не исполнило своих обязанностей, то согласно статье 11
Гражданского кодекса РФ «защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд». Предварительно надо написать претензию. Если фирма ответит на нее отказом или вообще не ответит, то придется обращаться с иском в судебные органы. Исковое заявление помогут написать в объединении защиты прав потребителей.
Роспотребнадзор может оказать помощь на стадии судебного разбирательства – составит заключение в защиту прав пострадавших. Тем не менее Ольга Ковалевская рекомендует обращаться в эту службу и на самой начальной стадии – при заключении договора с туристической фирмой. Ведь в этом документе также возможны различные «подводные камни».
И все же – как обезопасить себя от недобросовестных продавцов и на что стоит обратить внимание, чтобы об отдыхе остались только приятные воспоминания?
Президент Магнитогорской городской общественной организации по туризму «ПрофиТур» Наталья Макарова
советует:
– Будьте осторожны, если вас заманивают большими скидками – есть немалый риск обмана, как в той фирме, против которой сегодня подают заявления в прокуратуру магнитогорцы. Наценка любого агентства составляет примерно десять процентов, мошенники же предлагают скидки – пятнадцать процентов и даже больше. Неужели они работают себе в убыток? Конечно, нет. Вас просто пытаются обмануть.
Следует также обратить внимание на офис. С отменой лицензирования на туристическую деятельность в этот бизнес пришло немало случайных людей, которые установили столики с компьютером на рынках в магазинах и продают направо и налево путевки в Турцию и Египет. Это вас тоже должно насторожить. В общем, бдительность при организации своего отдыха надо проявлять на всех этапах.
Фото Елена МОСКОВЕЦ