Музыка Артёма Анучина зазвучит в ста странах
Записи его произведений, написанных в духе поставангардного направления – минимализма, уже 18 раз побеждавших на конкурсе Международного журнала современной композиции, опубликованы на интернет-сайте журнала (http://www.ijournalcc.com/).
В 2014 году молодой член Союза композиторов России также одержал победу на международном композиторском конкурсе в Америке и получил возможность выпустить свои сочинения на компакт-диске в ста странах мира, в том числе и в России. Запись для него Артем Анучин делал в Магнитогорске. В резюме пианиста и композитора числится несколько десятков побед в крупных всероссийских и международных конкурсах, участие во многих музыкальных фестивалях.
Еще в 2012 году Артем Анучин уверенно шел к завершению докторской программы по фортепиано в Миссурийском университете в Канзас-Сити, и когда до ее окончания оставался год, случилось великое счастье в его жизни – родился сын Владислав. Жене Елене, тоже молодому композитору, нужно было отправляться в Москву – сдавать госэкзамены в академии имени Гнесиных, и в этот момент Артем был как никогда нужен семье. Тогда он принял решение оставить обучение и работу концертмейстера, потеряв при восстановлении возможность получать солидную стипендию, которая позволяла семье безбедно существовать в Америке. В России судьба привела его в Магнитогорскую государственную консерваторию, где Артем Максимович совмещает преподавание фортепиано и работу концертмейстером.
Буря творчества в тихой гавани
Артем Анучин – музыкант «в первом поколении». Его родители – инженеры в Снежинске. В четыре года педагог музыкальной школы этого городка Лидия Андреева обнаружила у мальчика абсолютный слух и начала готовить его к музыкальной школе. Профессиональный выбор между музыкой, английским языком и спортом Артему суждено было сделать в тринадцать лет, когда встал вопрос о поступлении в школу-лицей при Екатеринбургской консерватории. С этого возраста и началась его самостоятельная жизнь, в которой ребенком он бывал лишь по выходным, когда приезжал к родителям в Снежинск.
Первый композиторский опыт появился еще во время учебы в Снежинской музыкальной школе, а первым наставником Артема Анучина в композиции был известный композитор из Екатеринбурга Максим Басок. Сегодня в списке сочинений Артема есть симфонические, камерные, вокальные сочинения, даже опера-кантата по мотивам Ветхого Завета.
Потом была Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Римского-Корсакова, где Артем учился одновременно на двух факультетах – фортепианном и композиторском. Попасть в класс профессора Александра Сандлера можно было, только одержав победу в Международном юношеском конкурсе пианистов-композиторов, посвященном творчеству Сергея Слонимского, и Артем ее добыл. В композиции его педагогом стал ученик Дмитрия Шостаковича Александр Мнацаканян, известный как автор симфонических и камерных сочинений, а также создатель музыки ко многим советским кинофильмам. Он же был научным руководителем в аспирантуре, которую Артем окончил на композиторском факультете консерватории. Главная заслуга ныне покойного Александра Дерениковича в том, что он не подавлял творческую индивидуальность своих учеников, и под его заботливым «крылом» росли и развивались представители самых разных музыкальных направлений. Бесценными стали для Анучина и мастер-классы по композиции классика – Родиона Щедрина.
Пять лет пианист и композитор совершенствовал свое мастерство в Америке – в «послужном списке» значатся университет Боулинг Грин в Огайо, где Артем получил степень магистра музыкальных искусств по фортепиано, и университет в Канзас-Сити, где он едва не завершил докторскую программу по фортепиано.
Минимализм – не минимум авторства
Минимализм, которым со времен учебы в аспирантуре увлечен Артем Анучин, – направление, конфликтующее с традиционным представлением об академической музыке, и вообще ему отказывают в праве на существование некоторые авторитетные представители мира музыки.
– В России минималистических композиторских опытов почти нет, это направление популярно сейчас в Америке, – рассказывает Артем Анучин. – Зародилось оно еще в первобытном искусстве, в обрядовой музыке, в его основе – повторение определенного звукового ряда, которое гипнотически воздействует на слушателя. Здесь, правда, надо чувствовать точную меру, понимать, где и какие изменения внести в ряд повторов. Мой любимый композитор-минималист – Стив Райх, его творчество является одной из вершин минимализма.
Считается, что в минимализме и авторское начало выражено минимально, но для любого композитора его музыка – способ самовыражения.
– Музыкант должен быть хорошим человеком, ведь то, что он творит, – это его отражение, – убежден Артем Анучин.
Гудбай, Америка!
Как композитор Анучин был бы востребован именно в Америке, где качественная музыка – на пике всеобщей популярности, где созданы прекрасные условия для работы и творческого развития музыкантов. У студентов музыкальных специальностей в США, например, есть возможность играть по шесть -восемь часов в день, хотя бы раз в неделю выступать на публике (в России это происходит примерно один-два раза в семестр), чтобы привыкнуть к сцене, ежегодно бывать на мастер-классах музыкантов мирового уровня. И тем не менее перспектива уехать в эту «сказочную» страну Артема Анучина не прельщает:
– Америка – страна строгих инструкций, которые «съедают» индивидуальность, – делится он впечатлениями. – В инструкциях прописано даже то, в какой форме преподаватель должен выносить студенту замечание. Работа по шаблону задает трафаретность творческому процессу. Есть в образе жизни американцев некая зомбированность – они никогда не совершают бесцельных действий, например, не прогуливаются без цели, хотя красивых мест для прогулок предостаточно. Праздники отмечают очень формально, в общении держат дистанцию, хоть при этом и улыбаются…
Сейчас перед Артемом Анучиным открыты заманчивые перспективы работы в Германии, Австралии, Арабских Эмиратах. Выберет ли он Россию, вопрос сложный. К сожалению, большинство его сокурсников по Санкт-Петербургской консерватории, талантливые музыканты, либо уезжают в Европу и Америку, либо вовсе уходят из искусства. И лишь немногие идут непростой стезей российского музыканта, зачастую разрываясь между пятью работами и не имея времени творчески развиваться. Сочинения композиторов-академистов, а тем паче авангардистов, в нашем Отечестве чаще всего остаются невостребованными, заказы им зачастую поступают на аранжировку попсовых мелодий, и даже в этом простор для авторской фантазии не предусматривается – ведь «кто платит, тот заказывает музыку».
Баха и Листа никто не отменял
А для души Артем Анучин чаще всего слушает Баха и Листа – их произведений немало в его репертуаре пианиста.
– Я выбираю «неизбитые» сочинения, редко исполняемые на мировых сценах, – говорит Артем. – Есть среди них и редчайшие – например, одна из транскрипций сочинения Листа, привезенная мною из Чикаго. Вообще есть много замечательной музыки, о которой мало кто знает, – ее хочется сделать известной.
Однако Артем Анучин не только «витает» в сферах сугубо творческих. Он активно увлекался различными видами спорта – лыжами, плаванием, шахматами, баскетболом, бодибилдингом, теннисом, бадминтоном. Еще в годы учебы в Петербургской консерватории его критиковали за то, что он, пианист, не бережет свои руки и занимается боксом. А сейчас много времени Артем Максимович отдает обязанностям семьянина, ведь этого требует его главное «детище» – полуторагодовалый сын Владислав, который, как говорит отец, обладает абсолютным слухом и уже сейчас увлеченно слушает классику.
Фото Константин КОЧЕЙКИН