Хороший учитель повторяется в своих учениках. Как и они в нём
Каникулы в разгаре. Кто-то из ребятни наслаждается бездельем, а кто-то готовится к поступлению в вузы и колледжи.
Вот и ученики социального педагога школы №42, в этом году признанного лучшим социальным педагогом города, Константина Рыжкова – на перепутье. Вообще-то для многих своих питомцев Константин – учитель права и естествознания. Именно в этих науках его подопечные и достигают серьезных успехов
Казалось бы, что может быть для подрост-ков скучнее такой дисциплины, как «право»? Как сказать! Все зависит от таланта педагога, умения донести такие важные понятия, как Конституция, законодательные акты. Даже взрослый, не «подкованный юридически», тут разберется с трудом. Однако науки эти, считает Рыжков, учат ребенка реализовывать себя в качестве полноправного члена общества, умеющего отстаивать свои права, помогают терпимо относиться к чужому мнению, вести диалог, находить компромиссы.
Педагог так умеет «заразить» своих учеников, что они готовы заниматься даже летом, в каникулы, настолько им все интересно. Не случайно среди питомцев Рыжкова немало победителей городских и областных конкурсов и олимпиад по праву. Кто-то уже «грызет гранит знаний» в престижных столичных вузах, естест-
венно, по специальности «правоведение».
Вот и в эти дни тройку лучших учеников Рыжкова, победителей муниципального этапа Всероссийской олимпиады по праву, покидает Лера Сабанчиева, закончившая школу №47, едет поступать в один из московских вузов. Причем тут сорок седьмая школа? Дело в том, что школа №42 несколько лет назад стала девятилетней. Причина – небольшое здание, не очень много учеников. Лучшие заканчивают образование в других образовательных учреждениях, чаще – на правом берегу. И вплоть до выпускных экзаменов любимый педагог продолжает курировать своих воспитанников.
Лера вообще из тех, кого принято называть вундеркиндом. Сразу перескочила из первого класса в третий, могла бы сделать и еще один подобный рывок, но папа отсоветовал: «Слишком маленькой будешь среди одноклассников». При всей загруженности учебой Сабанчиева всерьез занималась легкой атлетикой. И здесь у нее были бы успехи, если бы в старших классах девочка не предпочла науку.
Ее приятельница Лена Чулкова, ныне одиннадцатиклассница школы №63, мечтает о юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. И педагог уверен: в вуз девочка поступит – с таким-то упорством и жаждой новых знаний! Ее старшая сестра Кристина окончила школу с серебряной медалью, Лена выбрала свой путь – олимпиадное движение. И в этом преуспела.
Удивительно, но все любимые ученики Рыжкова не «зациклены» лишь на учебе. Лену Чулкову, к примеру, папа научил сварочным работам, и она с удовольствием работает с металлом. В классе ее нередко можно встретить с отверткой в руках, устраняющей неисправности школьной мебели.
Уходит из родной левобережной школы и самый младший из «троицы» – выпускник девятого класса Артур Крючков. Он тоже мечтает о юриспруденции, хочет работать в прокуратуре. А еще мальчик пробует себя в ораторском искусстве. Участвует в самых разных диспутах и дискуссиях, чтобы хорошо развить речь.
Объединяет всех учеников Рыжкова и другое общее увлечение – театр, любовь к которому привил ребятам учитель. Два раза в месяц они все вместе ходят на спектакли, прихватив еще и младших – подрастающее поколение вундеркиндов, которые тоже увлеклись общественными науками. Ввел учитель и еще одну традицию – вместе отмечать дни рождения походом в кино, выездом на природу, а в плохую погоду – просто чаепитием.
А недавно, когда их наставника номинировали на звание лучшего социального педагога года, ребята дружно помогали ему – участвовали в создании презентации, а потом все вместе активно «болели» за своего учителя. Наверное, так же, как и он всегда «болеет» за своих воспитанников, когда те выходят на олимпиады или конкурсы. По крайней мере, Константин понял, что не зря вкладывает в своих ребят и девчат столько души.
– Пытаюсь быть для ребят наставником, – признается Рыжков, – хотя столько раз зарекался, говорил себе: буду только учителем. Но не получается.
А может быть, и не стоит пытаться? Ведь именно такие педагоги-энтузиасты и способны выращивать таланты детей, не привыкших к зубрежке, многогранных, с активной жизненной позицией. Таких, за которыми наше будущее.