Магнитогорский драмтеатр начинает сезон с премьеры бессмертной классики
В минувшие выходные там шумел аплодисментами «Лес» Александра Островского.
Пьеса, созданная великим драматургом почти полтора века назад, сегодня звучит остро и актуально. Несмотря на то, что режиссер-постановщик, выпускник Российской академии театрального искусства и один из лучших учеников Сергея Женовача Егор Равинский, довольно строго следовал авторскому тексту, при этом весьма оригинально интерпретируя его при помощи мизансцен.
Некоторым зрителям трехчасовой спектакль показался затянутым, однако большую продолжительность современных театральных постановок уже, наверное, можно назвать «трендом» современной режиссуры. Таким образом режиссер словно дает зрителю возможность отдохнуть от бешеной гонки современной жизни, успеть отвлечься от нее, остановиться, задуматься о чем-то вечном и по-настоящему значимом – разве не в этом истинное предназначение искусства? Быть может, в этом выражается в данный момент противостояние искусства и времени. Тем более что задача на несколько часов отключить «вечный двигатель» современного человека, «сломить» его несгибаемый вектор устремленности к успеху, вызволить его из суеты повседневности и беспрерывного зарабатывания денег вполне созвучна идее комедии «Лес».
Кстати, деньги – идол времени – присутствуют на сцене почти постоянно. Чемоданчик с купюрами остается на ней иногда даже в отсутствие своей хозяйки – богатой помещицы Раисы Гурмыжской (актриса Елена Савельева). Такое намеренное подчеркивание роли сего предмета делает его практически полноценным персонажем пьесы, причем не из второстепенных. Вокруг этого чемоданчика разгораются на сцене роковые страсти, благодаря которым разыгрывается множество фарсов внутри комедии – почти каждый герой выступает со своим…
Одна из интересных находок постановщиков (художником-сценографом выступил главный художник драмтеатра Алексей Вотяков) – сцена-трансформер. Лакей Гурмыжской Карп, правда, в трактовке Равинского «учетверенный» (заглавного Карпа – Карпа Савельича сыграл Владимир Богданов), складывает и раскладывает ее, превращая то в парадную лестницу роскошного дома Гурмыжской, то в берег озера. Хотя не только для смены декораций нужен был «четырехкратный» Карп: прием, когда четверо делают что-то синхронно – например, преграждают путь не в меру любопытной ключнице Улите (Марина Крюкова) или дружно падают навзничь, усиливает комический эффект. Явной «реминисценцией» современности выглядит подобие предвыборного плаката, на котором изображен недоучившийся гимназист Алексей Буланов (Иоганн Билле), женившийся весьма выгодно на стареющей богатой помещице.
Среди множества персонажей, «ломающих» свою комедию на сцене, пожалуй, наибольший фурор производит у зрителей комический актер Аркадий Счастливцев в блестящем исполнении заслуженного артиста России Михаила Никитина. Он – товарищ то ли по несчастью, то ли по счастью одного из главных героев пьесы – Геннадия Несчастливцева (прекрасная работа актера Андрея Бердникова). Геннадий, представитель дворянского сословия, родственник Гурмыжской, сменил свою громкую фамилию на актерский псевдоним и отказался от причитающихся ему привилегий ради служения искусству.
Благородству своей души Несчастливцев остается верным до конца, многократно отказываясь от принадлежащих ему по праву денег ради счастья других: спасая тетушку от мошенничества купца Восмибратова (Петр Ермаков), желавшего купить у нее строевой лес за бесценок, отказываясь от владения денежным чемоданчиком, который сам шел ему в руки, спасая от смерти бедную родственницу Аксинью (Юлия Замилева) и отдавая последнее ради ее семейного счастья с купеческим сыном Петром Восмибратовым (Даниил Газизуллин)… Словом, Геннадий Несчастливцев, по «терминологии» самого же Островского, оказался «лучом света» в этом темном «Лесе», где кипят низменные страсти сцепившихся в борьбе за лакомый кусок «хищников» – дворян и купцов (по версии критиков).
Следует отметить очень точный подбор актеров на все роли спектакля – это было «попаданием в десятку» московского режиссера, успевшего за время знакомства с нашей труппой удивительно верно угадать в артистах каждого из персонажей. А потому и актеры сумели порадовать публику прекрасной игрой.
Фото Игорь ПЯТИНИН