Экзамен для высшей школы

Четыре дня в стенах МГТУ продолжалась работа научной ассамблеи

«Металлургия и машиностроение XXI века в науке и образовании»  – так была сформулирована главная тема, которая обсуждалась с участием ведущих отечественных и зарубежных ученых.
Программа форума была насыщенной и разнообразной. Это и польско-российский семинар, и знакомство с руководством высшей аттестационной комиссии РФ, и творческие встречи с преподавателями специальных кафедр, аспирантами, магистрами и студентами, и «круглый стол» с участием представителей СМИ по теме «Опыт. Состояние. Перспективы высшего образования». 
– Всех собравшихся на этот форум волнует состояние металлургических наук,  – говорит Александр Колесников, доктор наук, профессор МГТУ имени Баумана (Москва).  – Это понятие весьма широкое: как развивается процесс в системе вузовской науки,  отраслевых институтов, в подразделениях Академии наук. Сложных вопросов достаточно много, за один день этот клубок, как говорится, не распутать. Важно, чтобы вопросы эти сегодня поднимали и обсуждали открыто. В частности, сегодня мы обсуждали вопросы, связанные с защитой кандидатских и докторских диссертаций, рассматривали и проблематику аспирантуры. К примеру, не очень понятно, почему аспирантура осталась только в системе высшего образования, никак не оговорено, что делать с этим в Академии наук, в отраслевых институтах. Хотелось бы обсудить и некую разобщенность в металлургической отрасли. Нет министерства, подчас вообще не знаешь, где и что производится, не говоря о вопросах, связанных с качеством, производительностью, новыми достижениями. Хотя и существуют некоторые образования, например, «Металлургмаш», объединяющий несколько металлургических вузов. Еще один предмет для обсуждения: новации, связанные с деятельностью высшей аттестационной комиссии. Тут множество новых веяний, бесконечные приказы, за которыми трудно уследить. Надо все упомянутые вопросы хорошенько проанализировать, чтобы не снизилось качество образования.
– А разве секрет, что в научном сообществе давно говорят, что именно новая «образовательная модель» как раз и препятствует качеству?
– Когда официальные лица начинают высказываться на эту тему, то они и обозначают некую базовую официальную позицию, правильность которой как бы сомнению не подлежит. Но вот когда разговор перетекает в русло дискуссий коллег, все сходятся на том, что наносится существенный урон техническим наукам в целом. На мой взгляд, это неприемлемо для такой отрасли промышленности, как металлургия, которая развивается бешеными темпами. А тут бакалавр… Не годится вбрасывать в эту отрасль полуобразованных людей.
Другой вопрос также важен. Министерство обороны РФ приступило к реализации проекта «Научные роты», предусматривающего создание в войсках специальных подразделений, составленных из высококлас-сных технических специалистов. Об этом заявил министр обороны Сергей Шойгу. Он отметил, что военное ведомство готово создать все необходимые условия для их плодотворной работы. По словам министра, структуры и штатные расписания «научных рот» уже утверждены, для них подобраны командиры и научные руководители. Шойгу рассказал, что к отбору военнослужащих в «научные роты» будут относиться особенно внимательно. Описывая идеального военнослужащего, Сергей Шойгу заявил, что ему бы хотелось, чтобы это был «тот, из которого вырастет если не нобелевский лауреат, то лауреат Государственной премии Российской Федерации точно».
Говоря о принципах комплектования новых подразделений, министр обороны отметил, что конечное слово будет за ученым советом того вуза, который отбирает кандидатов. В эксперименте принимает участие и Московский технический университет имени Баумана. Потому следующий вопрос профессору Александру Колесникову:
– Как продвигается начатое дело?
– Приказ министра обороны на эту тему уже существует. Для того, чтобы он начал действовать, необходимы изменения в законодательстве. Есть и так называемый лист разногласий с Министерством образования. Исключительно из житейских позиций для любого студента или абитуриента это дело выгодное. И этот вывод подтвердил опрос, проведенный в нашем университете, – все «за». Но есть серьезный момент, с которым необходимо разобраться до сентября. Это непрерывная трехмесячная подготовка в лагерях, которая накладывается на нашу программу практики… Как будет решаться этот вопрос? А в студенческой среде проект с воодушевлением поддерживается. Уже начат набор в «научные роты».
– Каких «прагматических последствий» вы ждете по завершении работы ассамблеи? То есть выводы, сделанные в ходе обсуждения, каким-то образом будут «обобщаться-систематизироваться» для того, чтобы можно было их адресовать «вышестоящим» в надежде получить ответ в виде конкретных решений ?
– В подобных серьезных делах необходимо быть чрезвычайно взвешенным и осторожным. Когда собираются люди и обсуждают острые вопросы, которые уже всех будоражат, очень трудно побороть эмоции. Мне думается, что выводы на уровне каких-то манифестов пользы не приносят. Сейчас, я полагаю, для нас куда важнее самостоятельно сориентироваться в ситуации, искать и находить эффективные решения, «варьировать варианты» и непременно делиться друг с другом успешным опытом.
Наверное, не стоит всерьез рассчитывать на какие-то мгновенные, резонансные решения руководящих инстанций, которые вряд ли окажутся готовы отредактировать только что принятые программы. Однако трудно не заметить, что создается в образовательной среде какой-то «не тот климат», который со временем станет невыносимым и для самих чиновников. Они образумятся и исправят допущенные ошибки – может быть. Но время – неужели не жалко будет упущенных лет? Ведь неизбежно и довольно скоро все остро почувствуют высокую себестоимость этих ошибок.
Exit mobile version