«Железо горело…»

Четверть века назад магнитогорцев потрясла трагедия под Ашой

Одна из крупнейших в истории нашей страны катастрофа на транспорте произошла в ночь с 3 на 4 июня 1989 года в Иглинском районе тогда еще Башкирской АССР на границе с Челябинской областью. 
В районе произошла крупная утечка из газопровода, но этому сначала мало кто придал серьезное значение. По роковому стечению обстоятельств два поезда «Новосибирск – Адлер» и «Адлер – Новосибирск» мчались мимо друг друга, и от искры скопившийся в воздухе газ взорвался. В результате более 780 человек погибли, из них – 181 ребенок, были ранены 623 человека.
О том, как отозвались на страшную трагедию магнитогорцы, писал в те дни «Магнитогорский рабочий». На пассажирском поезде «Адлер – Новосибирск», который пострадал в аварии меньше, чем встречный «Новосибирск – Адлер», работали в момент катастрофы магнитогорские проводники. Одна из них – Антонина Есипова, которая сопровождала первый за локомотивом вагон, уже 5 июня рассказала газете о том, что увидела сразу после взрыва на месте трагедии: «Впереди – покореженный, без крыши локомотив. Первые четыре вагона целые, а остальные двенадцать горят… Из горящих вагонов в окна выпрыгивали люди. Мы стали подбирать их и оттаскивать в сторону. Многие, прыгая, попадали в болото… Часа через два стали подъезжать машины. Прямо на одеялах поднимали мы на них раненых… А когда пошли вдоль пути, чтобы посмотреть, не отбросило ли кого, то и увидели его (встречный состав)… Его опрокинуло, он сразу вспыхнул. Не знаю, многие ли спаслись оттуда. Казалось, железо горело. В нашем-то поезде немного людей было. А тот битком забит – на юг шел…» 
Известно, что большую помощь в ликвидации последствий аварии и спасении людей оказали военные, были задействованы военная техника и другие ресурсы армии.
«С первых же часов после трагедии Магнитка взяла на себя часть больших и сложных забот. Председатель горисполкома Михаил Лысенко показал «вахтенный журнал» дежурного исполкома, где по минутам отмечено, что и когда предпринял город, пришедший на помощь попавшим в беду», – писала журналист «МР» Татьяна Крепкогорская. 
Магнитогорские медики сразу после известия о трагедии сообщили в облисполком о возможности отправки 320 литров донорской крови. Открылись пункты забора крови в первой горбольнице и на станции переливания крови, принявшие в те дни огромный поток доноров. За сутки четвертого июня через станцию Магнитогорск прошли 13 неплановых пассажирских поездов. Из Магнитогорска в Челябинск для поступающих с места катастрофы детей отправлялись подключичные катетеры, медикаменты. Многие магнитогорцы перечисляли на счет помощи пострадавшим деньги. Какая-то женщина передала полтора литра облепихового масла… 
В Магнитогорск прибыли под погрузку металлом шесть самолетов из Свердловска и Ташкента. Металл – оцинкованный лист с Магнитогорского металлургического комбината – потребовался для изготовления гробов, чтобы транспортировать погибших в катастрофе и умерших от ожогов и ран. Всего было отгружено около 126 тонн, их увезли 11 самолетов. 
Последним из этих рейсов 5 июня в Уфу отправился журналист «Магнитогорского рабочего» Владимир Мозговой, побывавший на месте трагедии и рассказавший на страницах газеты о том, как самоотверженно работали ликвидаторы последствий страшной аварии и врачи, и сколь велико было горе людское. Как писал Владимир Мозговой, в катастрофе под Ашой пострадали жители Новосибирска, Челябинска, Свердловска, Омска, Златоуста, Троицка. Вот выдержки из его репортажей:
«Мы, группа журналистов, днем 6 июня облетели место трагедии. На площади шесть гектаров повален обгоревший лес. Возле железнодорожных путей лежат искореженные и сгоревшие до неузнаваемости вагоны. Но путь уже восстановлен. По нему идут поезда».
«Два молодых парня – два белых кокона («Демобилизованные, – шепнула медсестра, – из армии возвращались»). Женщина с открытыми глазами, забинтованная до подбородка. И два мальчика. Лицо последнего не забуду до конца дней своих. Не лицо – сплошной ожог, крохотное тельце под покрывалом, омертвевшая плоть и живой, осмысленный, все понимающий взгляд с невыразимой мукой». 
«Ждали состав с родственниками (погибших), который прибывал с минуты на минуту. Через час Юрий Ляпустин соберет две горсти пепла в полиэтиленовый мешок как память о сыне, пришедшем месяц назад из армии, и жене».
«И здесь, и в других девяти больницах и госпиталях Уфы – очень много детей и подростков, особенно из 211-го» (211 поезд «Новосибирск – Адлер» вез детей на отдых в южные здравницы). «Всего Уфа приняла около 600 человек. У очень многих степень ожогов – более 70 процентов. В основном поражены лицо, конечности и верхние дыхательные пути. К утру 5 июня общее число врачей со всех концов страны, лучших специалистов, было более 2,5 тысячи. Медики Башкирии и прилетевшие специалисты взяли на себя основную нагрузку».
«Люди у моргов падали в обморок, нескольких увезли на «скорой»…
– У меня дочка умерла здесь, внучку отправили в Москву, внук умирает в Челябинске, скажите, что мне делать?! – этот крик до сих пор стоит в ушах».
Всем погибшим в той страшной катастрофе – светлая память…
 
Незатихающая боль
Исполнилось 25 лет со дня ашинской трагедии.
В канун железнодорожной катастрофы под Ашой около полусотни южно-уральцев отправились на «Поезде памяти» к месту трагедии. Друзья и родственники почтили память погибших. 
Трагедия унесла жизни более 780 человек, в том числе магнитогорцев, среди них было много детей. На месте катастрофы спустя некоторое время родственники погибших установили мемориал. На гранитной плите начертаны 675 имен, в братской могиле захоронены 
327 урн с прахом. Спустя несколько лет был возведен памятник жертвам трагедии и построена железнодорожная платформа «1710 км», на которой ежегодно 4 июня останавливаются все проходящие поезда.
В этом году 50 специалистов, работавших над ликвидацией ашинской катастрофы, будут награждены благодарственными письмами губернатора и Законодательного собрания региона. Устраняя последствия страшной аварии и оказывая помощь многочисленным пострадавшим, проявили себя работники медицины, руководители предприятий, организаций и госучреждений, а также тысячи рядовых граждан. Помимо этого будет отмечен английский врач Колин Рейнер. Он прилетел на Южный Урал сразу же после катастрофы и организовал бесплатное лечение детей в клиниках Великобритании.
Exit mobile version