Опера по-итальянски давно звучит в нашем городе
Восьмой международный фестиваль оперного искусства «Вива опера!» в прошлом, но отголоски
его надолго останутся в душах магнитогорцев.
Яркие воспоминания сохранились в том числе о дуэте давнего любимца нашей публики известного итальянского тенора Жана Луки Пазолини и молодой, но подающей большие надежды солистки театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова Ольги Георгиевой в опере
Дж. Верди «Травиата». Незадолго до постановки исполнители главных ролей встретились с магнитогорскими журналистами.
Жан Лука с юмором воспринял известие, что в Магнитогорске у него уже практически образовался фан-клуб. Неравнодушен и сам маэстро к нашему городу: весьма лестно было увидеть фестивальные фото с подписью «Магнитогорск» на его персональном сайте в одном ряду с фотографиями из Милана, Болоньи, Бергамо, Санкт-Петербурга и других культурных столиц мира. Вероятно, Магнитогорску можно надеяться и на дальнейшую взаимность со стороны Пазолини.
– Я приехал сюда вновь, потому что здесь меня очень хорошо принимают, – признался Жан Лука. – Прежде всего мне нравится теплое отношение тех людей, с которыми я встретился здесь. Ваш город очень отличается и от итальянских городов, и от российских, которые я видел. Здесь другая атмосфера. Вообще во всех странах чувствую себя по-разному. Где-то встречаю более холодный, официальный прием, в России все происходит как-то «по-семейному».
Жан Лука в магнитогорской постановке «Травиаты» был новым партнером для Ольги Георгиевой, но даже накануне первой совместной репетиции ее не пугала перспектива петь в дуэте с итальянцем. Она призналась, что общий язык в искусстве не всегда легче найти с тем, с кем говоришь на одном языке в буквальном смысле. А опыт творческого сотрудничества с представителями самой поющей страны у нее уже был, и весьма удачный.
Ольга впервые исполнила роль Виолетты около года назад.
– Когда я готовилась к роли, прежде всего перечитала литературный первоисточник – «Даму с камелиями» Дюма-сына, – рассказала певица. – Это было необходимо, потому что есть много тонкостей в воплощении образа, которые можно упустить, зная только либретто. Мечтаю поработать над этой оперой с каким-нибудь талантливым режиссером, который, может быть, предложил бы какие-то сумасшедшие вещи, которые могли бы гармонично войти в спектакль.
Больше всего Ольгу Георгиеву впечатлила современная постановка «Травиаты» с Анной Нетребко в главной роли.
Жан Лука Пазолини пел в этой опере около десяти раз, и однажды – в Магнитогорске на одном из прошлых фестивалей «Вива опера!».
– В этом спектакле все будет, естественно, по-новому, – обещал он накануне постановки, – у меня другой опыт, я за это время изменился и физически, и ментально, и со мной будет на сцене другая Виолетта.
Хотя любимым композитором Пазолини был и остается Моцарт – Жан Лука исполнил весь его оперный репертуар, в последнее время тенор питает все большую благосклонность к Верди и со все большей симпатией относится к роли Альфреда в «Травиате». Самой запоминающейся для него стала постановка во Флоренции около восьми лет назад – это был фильм-спектакль, который снимали на телекамеру.
– На сцене не было ничего искусственного, театрального – все было настоящим, реалистичным, включая костюмы, парики, грим и даже белье, и сложилось полное ощущение путешествия на машине времени, – поделился воспоминаниями Пазолини.
А что касается нажитого творческого опыта, то со времени последней встречи с магнитогорскими зрителями Жан Лука имел удовольствие участвовать в первой в своей жизни постановке оперы Вагнера – это был спектакль «Тристан и Изольда», где он исполнил партию моряка.
– Эта небольшая роль была одной из сложнейших в моей жизни, она далась труднее, чем «Пуритане» Беллини, – признался Пазолини. – Очень трудной была и ария Леопольда в первом акте «Иудейки» Жака Галеви – одного из редко исполняемых оперных шедевров, где приходилось «добираться» до сверхвысоких нот.
Феномен Пазолини заключается в том, что учиться вокалу он начал в зрелом возрасте – после тридцати. До этого занимался журналистикой и юриспруденцией, правда, пел немного «для себя». Но жизнь его резко свернула на другой путь после поступления в консерваторию. В этот момент он оставил все прежние занятия, потому что упускать время было уже нельзя. После окончания консерватории Жана Луку пригласили в миланский «Ла Скала», в то же время он продолжал учиться и совершенствовать свое вокальное мастерство. Его удивительного тембра светлый тенор некоторые даже называют «русским».
Сейчас о Пазолини говорят и как об одаренном педагоге – он занимается с вокалистами самого разного возраста. Но сам он о педагогической деятельности говорит так:
– Я испытываю меньше трудностей, когда пою. Когда я пою – я отвечаю за себя, сам расплачиваюсь за свои ошибки. Учить – это очень большая ответственность… К счастью, один из моих учеников выиграл международный конкурс, поэтому я надеюсь на лучшее.
Критики говорят, что сейчас маэстро находится на пике своей творческой карьеры. Он известен в Европе и Америке, выступает на многих площадках – в «Ла Скала», Берлинской опере, на Зальцбургском фестивале. Творческий график Пазолини более чем насыщенный – ему редко удается побыть дома хотя бы день. После Магнитогорска Жан Лука исполнил роль Оттавио в «Дон Жуане» в Турине, потом его ждали с концертами в Арабских Эмиратах, а после должны продолжиться «приключения итальянца в России» – теперь уже в Михайловском театре, где Жан Лука будет вновь петь в «Иудейке». Да и Магнитогорск, смеем надеяться, он посетил не в последний раз.