На ОСАГОвом положении

Куда пропали бланки полисов? Ситуация накалена до предела

Сегодня автомобилисту, чтобы оформить полис обязательного страхования автогражданской ответственности, приходится «пройти семь кругов ада» либо переплатить вдвойне,  а то и втройне.
Весенний дефицит
Закончились бланки ОСАГО в Магнитогорске еще в конце марта. Практически одновременно все крупные страховые компании города перестали оформлять полисы, часть из них вообще прекратили продажи ОСАГО, в других росли нескончаемые очереди из желающих оформить документ. 
Срок действия полиса нашего семейного автомобиля прекращался в середине мая, законом предусмотрено, что продлить его можно за месяц до окончания службы оформленной ранее страховки. Позвонили в офис агента, где страхуем машину уже долгое время, попросили прислать сотрудника для оформления договора, но в ответ услышали: бланков нет. Причину их отсутствия в компании назвать затруднились, посетовав, что подобное происходит везде. 
Обзвонив с десяток страховых компаний, всюду получали один и тот же ответ: «Бланков полисов нет, во всем виновата Москва». Тогда мы обратились в Российскую ассоциацию страховщиков (РАС) (8-800-200-22-75 – звонок бесплатный). Там доходчиво объяснили, что действия страховых компаний незаконны, они тем самым нарушают законодательство РФ, в том числе главный закон страховщика – постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года №263 «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», статья 14 которого гласит: «Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с настоящими Правилами». В соответствии с Правилами в страховую компанию автовладелец предоставляет заявление установленного образца, которое размещено в пакете документов к тексту федерального закона (можно найти здесь: www.rg.ru/2003/05/13/osago-dok.html), гражданский паспорт, паспорт транспортного средства (ТС), свидетельство о регистрации ТС, диагностическую карту, водительское удостоверение.
– Если вы предоставляете в компанию этот пакет документов, – объяснила консультант ассоциации, – там отказать вам не вправе. Однако неплохо было бы заявление о предложении заключить договор отправить заказным письмом с уведомлением, с описью вложения за месяц до даты заключения договора. При таком положении дел страховая компания (СК) не сможет впоследствии посетовать на то, что менеджер неправильно оформила ваши документы либо все справки затерялись…
Если при соблюдении с вашей стороны данных условий в СК откажутся заключать договор, возникает повод применения к компании штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии. В ассоциации рекомендовали также обратиться с жалобами на действия СК в местное отделение Роспотребнадзора, УФАС, прокуратуру и в Банк России. 
– Мы получаем огромное число жалоб на действия страховщиков, но дело в том, что люди, выплеснув законное негодование, забывают, что нужно не только жаловаться устно, но и оформлять письменные заявления. Призвать к ответу нерадивых предпринимателей возможно только таким способом, – напомнила консультант РАС. 
Совет в дело
Все советы мы восприняли как руководство к действию – в тот же день предоставили пакет документов в компанию страховщика, посетили подразделение Роспотребнадзора и разослали жалобы во все инстанции. 
И если, по словам официального представителя РАС, решить подобный вопрос просто, на деле оказалось, что даже жалобу подать не всегда удается. Для начала мы столкнулись с негостеприимством Роспотребнадзора: нас отсылали из кабинета в кабинет, и мы вынуждены были очередной ответственной работнице из раза в раз пересказывать ситуацию. Как только дама теряла к нам всякий интерес, нас отправляли в следующий кабинет. Последний оказался вотчиной юриста. Сотрудница не то что выслушать нас до конца не захотела, она сразу же заявила, что пришли мы не по адресу – нам нужно обращаться в суд. Мы спросили, не ставит ли она под сомнение компетенцию юристов из Российской ассоциации страховщиков. В ответ нас еще раз уверили, что наше обращение не по адресу.
– У вас со страховой компанией гражданские правоотношения, и их нежелание заключать договор ОСАГО не выходит за рамки Гражданского кодекса. Вам следует писать заявление в суд, – уверенно повторила юрист Роспотребнадзора.
Все же мы настояли и заявление в территориальном подразделении федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека оставили – в ожидании официального ответа, что организация, созданная для того, чтобы защищать наши права, не компетентна в подобных случаях. 
А вот еще один федеральный орган отреагировал на жалобу в кратчайшие сроки. Специалист из управления федеральной антимонопольной службы прислал пространный ответ на шести страницах. Сразу же оговорюсь: нашу жалобу оставили без рассмотрения из-за того, что нам не был выдан письменный отказ в заключении договора страхования – «к вашему заявлению не приложено доказательств отказа страховой компании от заключения договора ОСАГО». Без письменного отказа СК применить к ней жесткие меры УФАС не может… 
Кто виноват?
Впрочем, письмо УФАС оказалось крайне полезным. Ведь там помимо запрашиваемой нами информации содержались факты, о которых нам не было известно. К примеру, страховые организации признали, что при оформлении полисов ОСАГО их агенты и менеджеры предлагают клиентам и другие виды услуг. Однако если клиент отказывается, то ему никоим образом не навязывают страхование жизни и имущества, а оформляют только тот договор, который он ранее был намерен заключить. «Приказов или иных распорядительных актов, обязывающих сотрудников в обязательном порядке заключать договоры страхования жизни и здоровья при заключении договоров  ОСАГО, не имеется. ООО «Росгосстрах» в своем письме, адресованном ФАС, сообщает об имеющихся случаях откровенного превышения полномочий агентами при заключении договоров, к которым применяются меры материальной и дисциплинарной ответственности». 
Далее следует вывод о том, что все страховые организации заявляют о своей готовности в безусловном порядке заключать договоры ОСАГО при предоставлении пакета документов, о котором речь шла выше. 
Но все же – куда пропали бланки ОСАГО? Консультант РАС пояснила, что все бланки по заявкам СК отгружены еще в конце прошлого года. В соответствии с практикой прошлых лет количество заявок превышает их число за прошедшие аналогичные периоды на 25-30 процентов, в соответствии с этими данными и формируются заказы для СК. Так что бланки полисов ОСАГО у страховщиков есть. Почему они их скрывают – другой вопрос. К сожалению, руководители местных офисов СК от разговоров с журналистами нашего издания воздержались. Зато более словоохотливыми оказались рядовые агенты и менеджеры. 
Ситуация с «отсутствием» бланков в нашей стране началась почти два года назад во Владивостоке. Причину называет Интернет: страховые бонзы решили, что их доходы по ОСАГО ничтожно малы, заставить правительство поднять тарифы им не удалось, тогда страховщики решили, что путем саботажа смогут достигнуть желаемого результата за счет рядовых автомобилистов, которых они поставят в жесткие условия. Уже весной 2014 года вся страна, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, оказалась вовлечена в хорошо разыгранную 
комбинацию. 
Насколько виноваты представленные на местном рынке страховые компании, судить сложно. Заведомо ли они скрывают бланки полисов либо, как и водители, оказались замешаны в большую игру, однозначно ответить нельзя. Но то, что некоторые из них воспользовались ситуацией и навязывают под шумок дополнительные услуги, имеет место быть. Так, по отзывам наших читателей, в офисах известной компании в обмен на получение полиса ОСАГО им предложили заключить дополнительные договоры страхования жизни. В итоге стоимость страховки увеличилась с 2,5 тысячи рублей до пяти. Чего греха таить, полис на семейный автомобиль мы оформили, и нам также пришлось «добровольно» застраховать жизнь на одну тысячу рублей. В подтверждение информации Центробанк РФ распространил решение УФАС в отношении филиала ООО «Росгосстрах» в Республике Татарстан: «С прошлого года в Национальный банк Республики Татарстан, Татарстанский УФАС, Роспотребнадзор РТ стали поступать жалобы граждан на то, что при обращении ими в ООО «Росгосстрах» для заключения договора ОСАГО им навязывают также приобретение полисов индивидуального страхования от несчастных случаев (РГС «Фортуна Авто»). Если же гражданин не желал приобретать дополнительный полис, ему отказывали в заключении договора ОСАГО», – говорится в пресс-релизе. Татарстанским УФАС России в отношении страховой компании было возбуждено дело по признакам нарушения требований антимонопольного законодательства. По итогам рассмотрения комиссия УФАС выдала предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения законности, сумма составила 
158307370 рублей. 
И даже этот печальный опыт не лишает страховщиков надежды на обеспеченное будущее. Тем более что с нетерпением они ждут повышения тарифов по ОСАГО. Представители местных компаний даже называют дату, когда стоимость полиса вырастет на 70 процентов – 1 июня 2014 года. Хотя, как следует из официального сообщения Центробанка, базовые ставки страховых тарифов могут быть повышены  не более чем на 18,9-23,6 процента. Скорее всего, поправки в закон об ОСАГО будут приняты, таким образом тарифы поднимутся, но только с 1 июля 2014 года. 
В качестве компенсации автолюбители получат своеобразный бонус – одновременно с повышением цен они смогут оформить полис самостоятельно, минуя страхового брокера. Для этого в законопроект об ОСАГО вводится понятие «электронный полис». Оформить его можно будет на сайте страховой компании, для этого потребуется наличие простой электронной подписи 
автовладельца. 
Еще одним электронным новшеством, связанным с принятием нового закона, станет создание Бюро страховых историй – банка данных о владельцах полисов КАСКО и ОСАГО. Бюро будет представлять собой вертикально интегрированную систему, созданную на базе одного из регуляторов страхового рынка, например РАС. В качестве примера для подражания возьмут существующее Бюро кредитных историй.
Exit mobile version