Любимица «Буратино». Несравненная актриса театра кукол отмечает юбилей

Сегодня юбилей отмечает заслуженная артистка России Татьяна АКУЛОВА – легендарная актриса Магнитогорского театра куклы и актёра «Буратино», любимица нескольких поколений театралов.

В 1982 году девочка-отличница из Кунгура, окончив Свердловское театральное училище, приехала вместе со своим однокурсником Александром АНКУДИНОВЫМ в Магнитогорск, в гремевший на всю страну театр кукол. И вот уже 38 лет Татьяна Акулова остается верной магнитогорской сцене, где сыграно огромное количество персонажей в более семи десятках постановок.

Уже первые роли – Маугли в спектакле «Мы одной крови», Эльза в шварцевском «Драконе» – спектаклях, вошедших в золотой фонд отечественного театра, сделали ее любимицей публики. А затем были Марта в «Том самом Мюнхгаузене», Рита в яркой комедии «За великое чувство любви», Таня в драме «Полонез Огинского», Счастливцев в «Лесе», бабушка-миллионерша в «Игроке», Госпожа Метелица в одноименной постановке, Антония в бенефисном спектакле «Свободная пара», который вот уже 10 лет «в четыре руки» играют они с Александром Анкудиновым … Всех не перечислишь, но каждая стала ярким лучиком на сцене театра.

Татьяна Акулова с одинаковым успехом играет как драматические роли, так и роли кукольные, например, Умку, и характерные, такие, как рыжий клоун в «Мухе-цокотухе».

Накануне юбилея мы встретились с Татьяной Геннадьевной в театре, сразу после репетиции новогоднего спектакля, чтобы вспомнить прошлое и поговорить о нынешней работе.

– Такой огромный список ролей, просто неимоверный пласт… А какая из них была самой любимой?

– Это с высоты лет кажется, что прямо так много всего… Есть текущий репертуар, и за текучкой времени что-то забывается, стирается. Думаю, любимые – это те роли, которые произвели на меня сильное впечатление и помогли мне как актрисе понять в принципе, что такое театр, как в нем проявиться, как найти себя в этом деле. К примеру, это Маугли – одна из первых ролей. Практически каждая роль, с хорошей драматургией, с хорошим режиссером – это всегда очень интересно, потому что ты учишься, набираешься опыта, открываешь в себе что-то новое: то, вдруг, ты что-то еще умеешь, а то наоборот, так уже не сможешь сделать.

– Вам удалось поработать с большим количеством режиссеров. Кто в сердце оставил наиболее значимый след?

– Думаю, Виктор Львович ШРАЙМАН прежде всего. Мы к нему и пришли, такими птенцами желторотыми, только закончив театральное училище. Конечно, у меня неплохой педагог был, который помог мне понять принципы театра, а здесь Виктор Львович стал из нас лепить, что-то делать, вместе с нами обучаясь новому76нннн, ведь он тогда тоже был достаточно молодой человек, я сейчас подумала, бог мой…. И он тоже много искал, много экспериментировал, мы находили взаимопонимание и вместе добивались общего результата. И Сергей ЯГОДКИН был очень интересен, последний наш режиссер, и Михаил СКОМОРОХОВ, и Игорь ЛАРИН много дал – у нас с ним были достаточно серьезные работы. Это ведь тоже важно, когда не один только постановочный момент, а когда мы вместе растем, понимать друг друга пытаемся, и от того возможностей больше.

– «Буратино» – театр куклы и актера, но, все-таки, для вас он больше театр куклы? Или театр актера? Что ближе к душе?

– Театр кукол для меня – это прежде всего театр формы. Вот спектакли, которые у нас были когда-то – «Дракон» постановки Виктора Львовича Шраймана, «Дом, который построил Свифт» – там в буквальном смысле театр формы. Там ломались стены прямо на глазах у зрителя, которыми было закрыто зеркало, там появлялся Дракон, там оживали манекены в человеческий рост. Это так здорово было придумано, и для меня это сложно представить себе в драматическом театре, и это привлекает прежде всего. А драма – это внутренние переживания, которые не всегда ты можешь в кукле реализовать. Например, хочется иногда проплакаться или что-то еще такое сыграть, а формой это не всегда возьмешь.

– В субботу состоялась премьера новогоднего спектакля «Подарок для Снегурочки». Кого вы там играете?

– (Смеется) Ребята говорят: «Как это вы с Ваней Семеновым на одной роли?». Да это же кукольный театр, здесь все можно! Мы же Мальчик-колокольчик! В принципе в театре кукол ты можешь сыграть хоть кого, если ты профессиональный актер.

 – В прошлом году случилось знаменательное событие, вы были удостоены звания Заслуженной артистки России. Для вас это было долгожданное событие. Какие эмоции вы испытывали?

–  Первое, что приходит на ум: я расплакалась. Это был ширмовой спектакль, где я играла Яблочко на палочке – ручки помогала водить, то есть практически нет роли, это все тоже входит в наши обязанности. И вот мне сообщают за ширмой. Я не поверила. Так это прозвучало как-то странно, что позвонили на вахту театра, кто-то где-то передал, мимо директора… Я не поверила и расплакалась, мне показалось, что надо мной издеваются, потому что два раза уже было, что подавали на это звание, и был официальный отказ. Мне кажется, даже больше за выслугу получилось, потому что 14 лет готовились документы – все очень сложно, мы находимся далеко, меняются директора театра, главы города, области, а это все нужны подписи…

А потом уже через полгода я поехала получать этот значок, в Екатеринбург, сама, на перекладных… Там полномочный представитель президента по УрФО Николай Цуканов мне его вручил. Было торжественно, красиво. И как-то думаешь: ну все, можно расслабиться.

– Но театр все равно расслабиться не дает. Каждый раз новая роль. И я знаю, что в этом году вы стали участницей проекта «Театр Talk», найдя себя в новом амплуа.

 – Я бы не сказала, что это новое амплуа. Я очень много драматических ролей играла и здесь, в «Буратино». Мне было приятно встретиться там с режиссером, приглашенным из Москвы, и, естественно, с ребятами я там работала. Они не видели меня прежде. Я думала, как они отнесутся ко мне? Но как-то все сложилось, мы начали репетировать, и режиссер мне очень помогла, она меня почувствовала сразу, мы нашли общий язык.

 Мне было очень приятно, что мне предложили эту работу, что-то новое для меня, что я оказалась нужна, потому что мы, возрастные актеры, не всегда бываем задействованы в театре. Актеру нужно, чтобы его хвалили, чтобы у него был успех, потому что это дает крылышки, уверенность, и спокойствие от этого, когда ты не загружаешься, не переживаешь лишнего (а это свойственно некоторым, в том числе и мне), и занимаешься делом.

– Молодежь театра вас любит. Вы ее пестуете, взращиваете…

 – Я к ней очень нежно отношусь. Но другое дело, что они уже сами – взрослые люди. Как-то я пыталась с профессиональной точки зрения вклиниваться, но потом я поняла, что они достаточно честолюбивы, надо найти еще форму, чтобы это донести… И поэтому я наблюдаю, стараюсь поддерживать. Мне они симпатичны. Это молодость, энергия. Мы ведь, старшее поколение, столько лет друг с другом знакомы – где-то устаем, где-то глаз замыливается… это нормально совершенно.

– Юбилей для вас – это какая-то грань или будничная дата?

– Я потихонечку думала об этом… Ну, вот сейчас мне 59… 59 с половиной…  И как-то так еще… еще нормалек. И когда еще здоровье в порядке (а сейчас уже изрядно подкашивается здоровье), то тогда нормально еще, а как только перекос в сторону минуса, тогда уже начинаешь думать: ну да, наверное, какой-то возрастной этап…

И я себя вот на чем поймала: думаю, а все! А мне можно! Я бабушка, мне 60 лет. Можно не худеть, не подстраиваться к другим людям… Я, конечно, лукавлю, но тем не менее, это отложилось.
А уж там все остальное, опыт жизненный – естественно, само собой… Бог мой, сколько было всего… И все здесь… 38 лет назад как пришла с театрального училища, так и все здесь.

У меня всегда проблема – день рождения, 22 декабря – и елки, и некогда про себя подумать, немножко переживаю, как мне справиться со всем этим празднованием. К тому же 22-го у меня «Свободная пара» – это очень трудный спектакль на двоих, для меня он очень физически и энергетически затратный.

– Что бы вы сами себе пожелали в этот день?

Знаете, как у Дудя, обожаю его, есть блиц такой, он спрашивает: «В чем сила?» у своих гостей. И вот если бы у меня спросили, я бы сказала: «Сила – в здоровье! В физическом и духовном». Потому что в молодом возрасте ты об этом вообще не думаешь, здоровье же естественное, а сейчас если ты в хорошей физической форме, если здоров, ты можешь работать, можешь горы свернуть. Если ты душевно здоров – ты правильно воспринимаешь мир, не обижаешь людей и сам стараешься не обижаться. И желаю, чтобы у всех такое было, а все остальное приложится.

Exit mobile version