Студентка военных лет

Чем дальше уходит в прошлое Великая Отечественная, тем ценнее свидетельства очевидцев

Юность Марьи Бреслер, выпускницы МГМИ 1946 года, пришлась на годы войны. Но, повествуя об этом, Марья Абрамовна ни разу не посетовала на трудности. 
– Мы с мамой эвакуировались из Смоленска, – начинает свой рассказ Марья Абрамовна, – все имущество сгорело вместе с нашим домом, который разбомбили фашисты, у меня с собой были одно платье и сарафан. Приехали в Магнитку девятого августа. Поначалу жили у тетки. Потом нам дали жилье на левом берегу. В одной комнатке жили мы с мамой, во второй – приехавшая из Харькова семья маминого брата. 
Я поступила в горный институт на специальность «термическая обработка металлов»: там давали по карточкам 400 граммов хлеба. После первого курса было особенно голодно, и я из-за этого бросила институт,− тетка устроила меня на базу счетоводом. А потом студентам стали давать по 
600 граммов хлеба в день и талончики на питание, и я восстановилась. 
Работали на втором курсе в колхозе, на току муку затирали и кипятком заваривали – вкуснотища! И морковки все тогда наелись. У нас здесь было бронетанковое училище, где отец одного парня был каким-то начальником: он послал танк, и то зерно, что мы в колхозе заработали, на нем привезли, распределили. Мы с мамой ходили на мельницу, смололи это зерно – у нас появилась мука. Взяли участок под картошку, посадили ведро – и сняли ведро мелочи. Немножко картошки, немножко муки – стали выходить из положения… Потом маме тоже дали рабочую карточку, по-моему, целых 800 граммов хлеба!
Голод голодом, а молодость молодостью. Я в институте пела в хоре. Регулярно ходили в театр. Обуви у многих не было, а у меня были босоножки, и я вот на Новый год в этих босоножках шла по снегу, по морозу в театр… Так всю войну я и проучилась. Училась хорошо, однако отличницей круглой не была. 
Марья Абрамовна достает свой диплом военных лет. Специальность «инженер-металлург», подпись директора – В. М. Огиевский. 
– Наш вуз дал мне путевку в жизнь. После института я получила направление на ММЗ. Там была мастером на отжиме. 
А Победу как праздновали! Собрались все около театра, танцевали, музыка играла. После вой-
ны мы жили очень даже хорошо: голодные, но веселые. Однажды из сухарей торт испекли. Мне соседка дала десять килограммов белой муки, когда я вышла замуж в 1946-м. И я из этой муки почти каждый день пекла пончики. 
В наш город приезжали многие знаменитости. Помню, как мы стояли в очереди за билетами на выступление великого скрипача Давида Ойстраха. Сюда, в Магнитку, съезжались самые лучшие актеры, специалисты, потому что Магнитогорск гремел тогда на  всю страну как флагман  отечественной   металлургии. 
А в родной Смоленск приехала я в 1947 году, но через полгода вернулась обратно. Поступила снова на ММЗ, где и проработала более тридцати лет до самой пенсии, на которую ушла в 1979 году. Дочь окончила пединститут, она математик, а сын – МГМИ по специальности «электропривод». 
Exit mobile version