Ценности «Персонала»

Накануне Нового года в конференц-зале Корпоративного центра подготовки кадров «Персонал» прошла встреча, посвященная 15-летнему юбилею КЦПК «Персонал» и 40-летию службы подготовки кадров ОАО «ММК»

Руководителей кадровых служб и обучающих центров предприятий города, организаторов и методистов, ученых, специалистов и технологов поздравляли с предстоящими праздниками. Говорили о значении вклада КЦПК «Персонал» и каждого из собравшихся в развитие экономики группы компаний ОАО «ММК», города и региона.

Корпоративный характер
обучающего центра создал систему повышения квалификации, которая позволяет ежегодно, весьма эффективно, повышать квалификацию более 6 тысяч руководителей и специалистов и 20 тысяч рабочих, поддерживать управленческие и технологические преобразования в Группе компаний ОАО «ММК», не испытывать дефицита знаний в управлении постоянно развивающимся предприятием и успешно осваивать новые металлургические технологии.
Обновление комбината началось с полной перезагрузки сфер управления. Когда группа компаний ОАО «ММК» входила в рынок, ей потребовались квалифицированные руководители и специалисты, управляющие собственностью, финансами и ценными бумагами, возглавившие процессы информатизации производства, выхода на международные рынки металла и создания совместных предприятий. Новым руководителям стали необходимы не просто дополнительные навыки, а совершенно иное понимание действительности, умение быстро ориентироваться и принимать ответственные решения в новой экономической реальности. Металлургам потребовались знания международного и финансового права, новая этика отношений, умение вести диалог с фирмами-заказчиками и т.д.
Стать передовым – значит обладать лучшими знаниями и квалификацией, чем конкуренты. Благодаря такому пониманию руководителей комбината и его главных специалистов удалось создать стройную систему повышения квалификации кадров и постоянного развития персонала. Разработанные для ММК программы – от «Школы адаптации молодых специалистов» до «Школы менеджеров при генеральном директоре» – дали развитие кадрового резерва. А работа школ главных специалистов обеспечила стабильный приток руководителей во все службы комбината в течение 10 лет.
При разработке учебных и развивающих программ в «Персонале» всегда ориентировались на образцы, которыми становились для коллектива комбината выдающиеся его руководители, такие, как И. Х. Ромазан, Д. П. Галкин. И главные специалисты – начальник производственного управления Б. А. Басов, главный энергетик
Р. А. Ганеев, главный механик В. Е. Хребто, главный сталеплавильщик А. И. Агарышев, главный электрик Н. И. Клецкий, начальник обжимного цеха
В. Ф. Кудимов. Каждого молодого специалиста, к примеру, знал в лицо Николай Иванович Клецкий, знал деловые качества каждого электрика комбината. Вокруг таких руководителей создавалась атмосфера взаимопомощи, доброты, приветливости. Именно такие люди создавали и создают корпоративные ценности комбината. Масштабность их мышления, инженерный подход к решению технологических проблем, организаторский талант и преданность делу стали образцом при подготовке руководителей высшего и среднего звена.
Лидер-клуб начальников цехов уже много лет помогает информировать первых цеховых руководителей по актуальным вопросам управления. А программа под общим названием «Управление бизнесом» для топ-менеджеров дает возможность получать информацию «из первых рук» по экономике, управлению государством и крупным промышленным предприятием, по вопросам и проблемам международного бизнеса. Специализированные семинары для сотрудников функциональных подразделений позволяют им не только поддерживать высокий квалификационный уровень, но и инициировать проекты преобразований, внедрения новых управленческих технологий на производстве. Массовая компьютерная подготовка и обучение персонала комбината работе в автоматизированных системах поддержало масштабное внедрение АСУ.

Старыми методами универсалов не подготовишь
– Во всем мире развитие производства идет через обновление технологий, – начал встречу с коллегами и партнерами В. И. Каконин, руководитель КЦПК «Персонал».
И на ММК, одном из сильнейших металлургических предприятий России, только за последние два года многие производственные процессы обновились полностью. Резко, одномоментно, возросла доля умственного труда. Оборудование 30-х годов сменилось на современное. На рабочих местах появились компьютеры, технологией стали управлять с помощью программируемых контроллеров.
А какие же люди нужны для эксплуатации и обслуживания новейшего технологического оборудования? Глубоко понимающие процессы, которые происходят в металле. И отлично представляющие возможности оборудования. Для того чтобы с максимальной практической пользой выполнять заказы комбината на подготовку и повышение квалификации технологического персонала, КЦПК привлекает ученых ЦНИИЧермета, МГТУ. А кроме того, и лучших специалистов из цехов и лабораторий ММК.
В свое время экономическая целесообразность потребовала от предприятий вывести на аутсорсинг многие сервисные функции. А это значит, что на производстве должен оставаться мастер-универсал, который может грамотно взаимодействовать с сервисными службами и обеспечить бесперебойную работу оборудования. И только комплексно подготовленный специалист знает особенности систем управления, способен своевременно выявить причину возможного сбоя в работе агрегата и вызвать соответствующую сервисную службу. Лишь при таком подходе можно говорить об эффективном обслуживании современного технологического оборудования для производства качественного продукта.
А современные ремонтные службы, энергетики, электрики, специалисты по автоматизации должны не только быть отличными «узкими» профи, но и знать весь комплекс агрегата.
– Уже пятнадцать лет назад, – рассказал
В. И. Каконин, – мы поняли: средства для достижения такой цели – это комплексная подготовка. Именно так мы начинали обучать специалистов-гидравликов, а потом освоили и подготовку мехатроников.
Как правило, здесь предлагают программы для обучения таких специалистов, которые на производстве будут востребованы завтра. И всегда обеспечивают современные, удобные для усвоения способы подачи знаний, умений и навыков.

Мультимедийные элементы делают теорию интересной и понятной
– Несколько лет назад для нас стало очевидным, что для результативности обучения рабочих нужны совершенно новые, современные образовательные технологии, – поделился
В. И. Каконин. – Таких программ, отвечающих запросу времени, в стране не было. И мы начали разрабатывать их сами. Мы стремились к тому, чтобы все ученые и специалисты, знающие процессы, выговорились – а мы заложили эти знания в обучающие курсы.
Именно таким образом готовили электронные пособия и совершенно уникальные программы для подготовки рабочих: сварщиков, крановщиков, стропальщиков. Мозговой центр из ученых, производственников, преподавателей, методистов, программистов сумел описать, подетально разложить сварочные процессы и отобразить их в мультимедийном продукте – зрелищном, понятном, доступном. И сегодня слушатели, обучающиеся сварке, видят, понимают и представляют весь процесс – шаг за шагом. Не случайно современным обучающим продуктом заинтересовались не только российские коллеги, но и в обучающих центрах Евросоюза.
Ближайшие перспективы, как рассказал Владимир Иванович Каконин, – это дистанционное обучение. Ведь нередко производству сегодня трудно «отпустить» своего работника на лекции. А электронные дистанционные учебные курсы дают отличную возможность самостоятельно, в удобное время, имея доступ к Интернету, освоить вопросы теории и полностью участвовать в воссозданном производ-ственном процессе
Принцип самообучения с мультимедийными элементами делает интересным и понятным освоение теории и выполнение практических задач. Он позволяет заглянуть внутрь оборудования и воочию увидеть, как проистекает качественный процесс сварки или прокатки. И что происходит с металлом при малейшем изменении параметров или технологической ошибке. Задания курса требуют принимать решения и видеть, как эти решения отражаются на качестве производимого продукта. После такой тренировки любой технолог, оператор, рабочий не просто жмет кнопки – он абсолютно осознанно, профессионально управляет технологическим процессом.

Копилка опыта
Много десятилетий в каждом цехе, в каждой бригаде, на каждом производстве существовала такая ценная, незаменимая «копилка» опыта и знаний, как система наставничества. Из уст в уста наставники передавали свои секреты молодым рабочим, чтобы те быстрее осваивались на производстве и становились профессионалами. Современные технологии меняются стремительно, да и способы получения информации давно стали другими.
Разработка электронных образовательных ресурсов позволяет снова восполнить ту копилку, собрав опыт лучших из лучших мастеров, которые по «дыханию» печи, по гулу котла, по внешнему виду руды могли понять состояние агрегатов и оборудования.
Все эти бесценные знания, воплощенные в уникальную обучающую форму электронного курса, помогли бы легко и быстро понять суть процессов технологам, новым поколениям рабочих и тем, кто приходит на производство со студенческой скамьи.
На своей предновогодней юбилейной встрече КЦПК «Персонал» чествовал уникальных специалистов из разных цехов ММК, которые не просто носят в себе неоценимый опыт и знания, но и готовы этим богатством делиться. Благодаря таким мастерам уже разработан первый электронный обучающий ресурс для прокатчиков, который вобрал в себя технологические тонкости производства автомобильного листа и трубного металла.
Глубокое понимание потребности обучения и повышения квалификации своего персонала сохраняют многие сегодняшние руководители ММК. Начальник рудника В. В. Наумкин, начальник ТЭЦ В. В. Ровнейко, начальник ЦЭТЛ В. В. Головин, например, практически являются постоянными экспертами программ обучения, подготовленных КЦПК «Персонал». Проявляя свое неравнодушие, они сами приходят на экзамены своих сотрудников, чтобы понимать и чувствовать, чем дышит их служба, как развиваются их специалисты. Так уж принято в КЦПК «Персонал», что любая работа, связанная с развитием людей,здесь наполняется особым профессиональным и человеческим смыслом. И это отмечают партнеры образовательного центра.
– За шесть лет только положительные эмоции от сотрудничества, – говорит начальник учебного центра метизного завода Э. П. Дрягун.
– Если раньше мы обучали в «Персонале» только безработных, – поведал руководитель магнитогорского Центра занятости населения В. В. Таркин, – то в сложные кризисные годы в КЦПК повысили квалификацию или обучились новой профессии тысячи работников, оказавшиеся на грани сокращения. И многим людям это помогло не остаться без средств к существованию.

Exit mobile version