Пресса под прессом

Журналистское сообщество: кому на Руси жить хорошо?

С 16 по 18 апреля в Москве проходил ежегодный деловой форум «Качественная пресса России и перспективы ее развития», в работе которого приняла участие и выпускающий редактор 
«Магнитогорского рабочего» Ирина Сорокина.
«Как здорово, что все мы здесь…»
Участников большого медиасобрания Москва встречала неласково – в столице было пасмурно, прохладно и дождливо. Но в стенах Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, где предстояла трехдневная работа всероссийской конференции главных редакторов, руководителей региональных и муниципальных печатных СМИ, царила теплая и дружелюбная атмосфера. Люди охотно знакомились, живо приветствовали друг друга и, в ожидании команды «на общее построение», спешили обменяться первыми впечатлениями. Журналистская братия в очередной раз собралась для разговора о наболевшем, и в первую очередь «перьям» предстояло обсудить актуальную ситуацию на рынке СМИ и тенденции его развития. На всеобщее обсуждение выносились вопросы государственного финансирования и создания региональных медиахолдингов, задачи сочетаемости и взаимодополнения традиционного и электронного контента, разработка методов продвижения подписки и привлечения молодежной аудитории – словом, как сказал в приветственном обращении председатель оргкомитета «Золотого фонда прессы», выступающего организатором этого ежегодного форума, генеральный директор Издательского дома «Журналист» Геннадий Мальцев, проблем у российской прессы «выше крыши». 
О масштабе и значимости мероприятия говорил и состав его участников, в числе которых были руководители федеральных СМИ, представители Государственной Думы и Общественной палаты РФ, отраслевых министерств и департаментов, международных организаций, писатели, рекламные эксперты и полиграфисты. Уже не первый раз в работе престижного российского медиафорума принимали участие болгарские журналисты, а по сложившейся традиции в качестве почетного гостя в этом году на проекте присутствовала делегация Нижегородской области, чью презентационную экспозицию можно было увидеть в холле академии еще до начала работы.
Мал «золотник», да дорог
Начинали с приятного – вручения Знака отличия «Золотой фонд прессы-2014», которым по итогам года на основании решения независимого Экспертного совета из числа директоров крупнейших библиотек Российской Федерации награждаются лучшие периодические издания. В этом году «золотыми» были признаны свыше трехсот российских газет и журналов, девять из них – Челябинской области. И особенно приятно, что обладателями высокой награды стали сразу два магнитогорских издания – «Магнитогорский рабочий» и «Магнитогорский металл». Заметим, что «позолотили ручку» довольно большому числу совершенно маленьких по столичным меркам газет, чей тираж порой едва превышает две-три тысячи экземпляров. За коллег из далекой глубинки можно было только порадоваться: высокое признание твоего труда – это ли не весомый показатель жизнеспособности региональной прессы и ее перспектив на будущее? 
Впрочем, как раз оптимизма на этот счет в выступлениях участников форума было не много. О чем бы ни шел разговор и каких бы важнейших для медиа-отрасли тем ни касался, будь то оценка состояния российской журналистики или анализ социальных проектов как одного из факторов сохранения читательской аудитории, в конечном итоге все сводилось к самому важному, тому, что волнует сегодня любое издание – хоть федерального, хоть регионального уровня: как выжить? Как сводить концы с концами, когда расходы правительства на СМИ снижаются, в регионах нещадно режут информационные бюджеты, а «Почте России» с 2015 года государство решительно отказывает в субсидиях – и это при том, что уже сейчас цены на подписку выше розничных на 20 процентов? Выражая общую тревогу создавшимся положением, в котором оказалась сегодня российская печать, Геннадий Мальцев констатировал: подписная кампания поставлена под угрозу, и у журналистского сообщества вполне закономерно складывается впечатление, что прессу целенаправленно пытаются ликвидировать как класс.
«С «бумагой» в стране напряжёнка…»
Прогнозируя дальнейшее ухудшение на рынке печатных СМИ, председатель правления АРПП (Ассоциация распространителей печатной продукции) Александр Оськин привел красноречивую статистику: сегодня в стране зарегистрировано 65 тысяч наименований газет и журналов, и их число неуклонно сокращается, ежегодно примерно на десять процентов. 
2 стр.>>
<<1 стр.
При этом относительно жизнеспособных изданий – не больше половины, а успешными из них, т. е. востребованными читателем, а соответственно, рекламодателями и продавцами, и вовсе можно назвать лишь 1000-1500 журналов и 300-500 газет. В условиях явного перепроизводства печатной продукции издания стремительно закрываются, государственная поддержка тех, кто еще держится на плаву, ничтожно мала, да и эта помощь средствам массовой информации зачастую весьма избирательна. 
Как заметил Александр Оськин, ситуация с положением печатных СМИ все хуже и хуже, причем свою «печальную» лепту вносит здесь и Интернет. Явный перекос читательского интереса в сторону электронных изданий ведет к постепенному забвению традиционной бумажной периодики. Современному человеку удобнее получать информацию из Сети, а в планах правительства уже в ближайшее время обеспечить практически полный охват страны широкополосным доступом в Интернет, исходя из чего многие эксперты не устают предрекать неминуемую гибель «бумажных» изданий. 
Большую тревогу распространителей вызывает и губительная политика властей, когда под предлогом упорядочивания сектора мелкой розницы, мероприятий по благоустройству городов и приведения в порядок земельных отношений сети газетных киосков уничтожаются или передислоцируются  в совершенно не удобные для покупателя места, в то время как киоски – один из основных каналов распространения СМИ. 
На войне как на войне
Наступление на прессу идет по всем фронтам. Как отметил главный редактор журнала «Журналист» Геннадий Мальцев, сегодня на информационном поле работать очень сложно: в атмосфере разнузданности и вседозволенности, агрессивной истерии, когда освещение событий уже не воспринимается объективным ни той, ни другой стороной, главная задача, стоящая перед медиа-
сообществом, – отстоять завоеванные российской прессой права и свободы. И это не пустые опасения: депутат Госдумы Евгений Федоров готовит проект закона, предусматривающий административную и уголовную ответственность для руководителей СМИ, которые, как гласит документ, «допускают публикации с лживой антироссийской информацией, обеспечивают информационную поддержку экстремистским и сепаратистским силам антироссийской направленности, в том числе и при отражении событий за границей России». В разделе УК «Преступления против государственной власти» должна появиться новая норма. «То есть помянул ты в газете, например, о решении сегодняшней власти в Киеве – все, ты пособник государственных преступников, которых наша власть не признает. И как в таких условиях работать?» 
 Вопрос, прозвучавший из уст Геннадия Мальцева, повторялся на форуме прессы не единожды. Живым свидетельством нелегкого журналистского труда стали выступления делегации из Крымской республики, теперь уже полноправных российских коллег. О реалиях украинской журналистики, о том, в каких чрезвычайных условиях приходилось работать газетчикам, освещая всколыхнувшие весь мир события на Украине, рассказывала председатель Союза журналистов Республики Крым Людмила Хорошилова. «Информационная война – страшное оружие, и даже одно слово может иметь колоссальную разрушительную силу, –  предостерегала Людмила Григорьевна тех, чье призвание – доносить до читателя правду. – Журналист не имеет права принимать одну сторону, его задача – объективность и беспристрастность. Увы, позиция некоторых наших коллег как участников продолжающейся сегодня информационной войны на Украине бросила тень на всю нашу профессию. Но эта же война проверила на прочность каждого, и мне приятно сознавать, что пресса в нашем регионе, прошедшем нечеловеческие испытания и ставшем победителем, сплотилась в здоровой работе, а мы по-настоящему могли оценить плечо друга, поддержку коллег…»
Один в поле не воин
Тему взаимопомощи и профессиональной солидарности в ходе форума тоже поднимали неоднократно. Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по информационной политике, технологиям и связи Андрей Туманов с сожалением заметил, что из всех профессиональных союзов журналистское – самое недружное, а секретарь Союза журналистов России Василий Балдицын и вовсе констатировал, что сегодня в стране нет ни одной государственной структуры, которая представляла бы перед властью журналистское сообщество, одновременно и защищая любые интересы человека с блокнотом. В качестве примера: ни одна из 60 предложенных поправок к Закону о СМИ, преследующих цель законодательно закрепить право журналистов на улучшение жизни и работы, не прошла. Напротив, делается все возможное, чтобы ужесточить отношение к прессе, принизить профессию журналиста, причисляя ее едва ли не к зрелищно-цирковым. 
Подытоживая выступления участников форума, генеральный директор Издательского дома «Алтапресс» Юрий Пургин предложил возродить Национальный совет прессы: «Пусть увидят, что отрасль существует. Иначе так и будем биться со своими общими проблемами в одиночку…» Инициативу в зале поддержали единодушно, как и предложение направить Президенту России Владимиру Путину коллективное обращение с просьбой обратить внимание на критическую ситуацию, сложившуюся на рынке СМИ, и принять срочные меры по недопущению развала местной и региональной прессы. Осталось претворить эту добрую идею в жизнь, с тем, чтобы российская журналистика и впредь могла спокойно и свободно работать, обеспечивая конституционное право граждан на получение информации и не боясь за свой завтрашний день. 
«Не спешите нас хоронить…»
И все же, как бы пессимистично ни звучали многие выступления участников форума, не все так плачевно в информационной отрасли. Тот же председатель правления АРПП Александр Оськин добавил медиасобранию оптимизма, отметив, что сбрасывать со счетов печатное слово было бы преждевременно, и вряд ли бумажная пресса, подвергаясь неизбежным изменениям, может исчезнуть совсем. Для многих жителей страны газета по-прежнему остается важнейшим носителем информации: 38 процентов населения сегодня вообще не имеют никакого доступа в Сеть – ни проводного, ни беспроводного.
Медленно, но уже начинается обратный процесс – возвращение рекламы в привычно эффективную «бумагу», которой читательская аудитория доверяет больше. Примеров вывода цифрового контента в бумажный формат немало, в том числе и в России. И это очевидный плюс, как и другой жизнеутверждающий момент, а именно – продолжающийся рост продаж изданий-лидеров, постоянно доказывающих свою высокую востребованность (газеты «Комсомольская правда», «Коммерсантъ», «1000 советов», «Советский спорт», «Антенна-Телесемь», журналы «За рулем», «Футбол», «Тайны звезд» и многие другие). В разы и более увеличиваются подписные тиражи ряда центральных и региональных изданий (саратовская газета «Город», «Справедливая Россия» в Волгодонске, «Притамбовье-спецвыпуск»). Меняют формы работы и распространительные компании, которые своими силами пытаются модернизировать существующие форматы торговли, делая их более привлекательными для покупателей. В Москве и ряде других городов начался эксперимент по созданию современной киосковой сети, благодаря чему киоск из обычной торговой точки превращается в мультимедийную универсальную площадку с широким выбором услуг. Наконец, как заметила исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Елена Шитикова, «если люди платят за СМИ более 80 миллиардов рублей – значит, мы еще живы!»
Словом, позитивные тенденции на рынке прессы есть. И работа делового форума дала тому немало подтверждений. У журналистов была хорошая возможность пообщаться и обменяться опытом, обсудить немало наболевших проблем и определить пути  их решения. В рамках Всероссийской конференции «Роль региональной и муниципальной прессы в формировании новой информационной повестки и развитии социальных проектов» прошли «круглые столы», презентации и мастер-классы, а в заключение работы делового форума состоялось торжественное награждение победителей профессиональных конкурсов, и это лишний раз доказывает, что, несмотря ни на какие жесткие реалии, пресса все-таки работает. 
Exit mobile version