Поправки требуют поправок

Госдума приняла реформу местного самоуправления в первом чтении

На второе чтение проекта,  как заявил глава думской фракции «Единая Россия»  Владимир Васильев, могут быть приглашены представители внепарламентских партий,  которые выступают против реформы. 
Впрочем, против реформы МСУ (МСУ – местное самоуправление) выступили и думские оппозиционеры – она была принята только голосами «Единой России».
Поправками вводятся новые виды муниципалитетов – «городские округа с делением на районы» и «внутригородские районы». В этих муниципалитетах, а также в муниципальных районах и городских поселениях отменяются прямые выборы глав, которые будут избираться из числа депутатов и возглавлять местные парламенты, а хозяйством станут заниматься сити-менеджеры. 
Депутат Анатолий Грешневиков («Справедливая Россия») назвал реформу «похоронами всей выборной демократической системы». Депутат Сергей Катасонов (ЛДПР) засомневался в ее своевременности: она предполагает увеличение числа районных депутатов, а в Оренбургской области, которую он представляет, началось укрупнение муниципалитетов и уменьшение депутатского корпуса. А депутат Владимир Федоткин (КПРФ) посчитал, что увеличение числа депутатов «слишком дорого» обойдется налогоплательщикам. В итоге проект поддержали 237 депутатов (фракция «Единая Россия»). Что касается внепарламентских партий, то «Гражданская платформа» предложила не принимать этот закон, а доработать в соответствии с предложениями муниципального сообщества. «Яблоко» заявило, что предлагаемая «система МСУ противоречит Конституции РФ и Европейской хартии местного самоуправления». Свои заявления готовят РПР–ПАРНАС, «Альянс зеленых и социал-демократов», Комитет гражданских инициатив.
С предложенной реформой МСУ намерены были бороться объединения муниципалов. Поправки к закону критиковались 
в конце марта на заседании Европейского клуба экспертов МСУ, считавшего необходимым «уточнить принцип делегирования районных депутатов в городской  парламент».
Если законопроект будет утвержден, прямые выборы отменят в 67 российских городах, поделенных на районы. Магнитогорск, конечно, город не громадный, но на районы поделен. Стало быть, новая думская новелла нас тоже касается? 
В соответствии с законопроектом парламент городского округа с внутригородским делением будет формироваться из состава представительных органов районов с равной нормой представительства, не зависящей от численности населения района. Вроде бы получается, что и наш местный депутатский корпус будет не избираться, а формироваться. Разумеется, интересно знать, что на сей счет думает, например, председатель магнитогорского горсобрания Александр Морозов. Вот каков его комментарий:
– От нового проекта лично я, мягко говоря, не в восторге. Для меня этот вопрос продолжает оставаться дискуссионным, я бы еще поспорил и внес много поправок. Например, я неоднократно высказывал свое мнение и сейчас повторю: увеличение количества депутатов само по себе вообще не есть благо. Ведь от увеличения численности денег-то в городских бюджетах больше ни на копейку не станет. А во-вторых, это увеличение может привести к тому, что на одного депутата будет приходиться не десять тысяч избирателей, а, образно выражаясь, одной родни достаточно: жена, теща и так далее. Вот пусть дома сидят и пельмени лепят – хоть какая-то польза конкретная. Я считаю, что сегодняшней численности вполне достаточно. Достаточно учесть то обстоятельство, что, к примеру, все проблемы жителей двух рядом стоящих пятиэтажек абсолютно типичны: ЖКХ, благоустройство прилегающей территории, медицина, образование и прочее всем хорошо знакомое. В нашем корпусе 31 депутат. Вполне нормально. На мой субъективный взгляд вообще было бы лучше, если бы российский парламент принял для горожан совсем другие законы. Скажем, о транспорте. Чтобы наконец-то уже навести порядок с маршрутными такси. Чтобы научить их уважать власть. А то сегодня вместо 900 нужных городу маршруток катается в два раза больше. И начинаются тройные обгоны, подрезания, сверхскорости – безопасность под сомнением. А возможности в виде закона прямого действия у нас нет. Другой пример. Мы часто киваем «в сторону Сингапура». Там за брошенную на тротуар жвачку пятьсот долларов штрафа выложи да впредь не греши. Почему же нам не дают возможности бороться за чистоту? А пока мы только пальчиком погрозить можем. Вот какие необходимо законы принимать! Очевидно необходимые! А тут про какое-то  количество депутатов. Такое законотворчество не трудно и до абсурда довести… 
Что касается инициаторов проекта, то замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме, член комитета по местному самоуправлению Вячеслав Тимченко говорит, что избрание главы города из числа депутатов – это действующая и широко распространенная модель, но она не является обязательной. Суть концепции в том, что публичная, политическая власть и власть хозяйственная должны быть разграничены, иначе будут страдать жители: невозможно одновременно заниматься политическими дебатами и эффективно чинить трубы. Единственная новация – это новая модель МСУ, но она опять же не является обязательной. 
– Мы предлагаем ввести новый тип муниципального образования – внутригородские муниципальные образования городских округов, где будет также избираемая представительная власть. Формировать гордуму в этом случае можно будет и на прямых выборах, и путем делегирования туда депутатов из районных советов, чтобы на уровне города осуществлялась координация между районами и власти всех уровней оказались связаны, но это опять-таки не догма, – пояснил Тимченко. 
Не лишне отметить, что любые варианты, предполагающие ликвидацию выборов мэров крупных городов, входят в противоречие со словами Владимира Путина на пресс-конференции в конце декабря 2013 года: «Мэров, конечно, только выбирать. Мы – члены Европейской хартии. Но дело даже не только в этом. Дело в том, что муниципальный уровень – это самый близкий уровень власти к людям, к народу. И поэтому, конечно, это должны быть такие люди, руководители муниципалитетов должны быть такими людьми, которых граждане знают лично и могут к ним прийти, поговорить, обсудить, высказать свою позицию по развитию своего поселка или города. И иметь возможность добиваться реализации этой позиции…» 
В целом аналитики полагают, что в силу громоздкости предлагаемой структуры ее воплощение в жизнь приведет к еще большей удаленности граждан от власти и дальнейшему росту чиновничьего аппарата, считает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. И подчеркивает: «Чтобы понять, насколько данная система жизнеспособна, необходимо детально рассмотреть поправки в Бюджетный кодекс».
Пожалуй, пока очевидно одно – даже простое объяснение и попытка понимания устройства новой модели у рядового избирателя может вызвать взрыв мозга от перенапряжения. Стоит ли торопиться и принимать столь сырой законопроект или использовать второе чтение для введения в проект неучтенных нюансов, «поправки поправок» для полной ясности?
Exit mobile version