Цирк да и только!

Магнитогорские журналисты попали в лапы к хищникам

На живом верблюде покататься или выступить в роли отважного укротителя морских львов? Корреспонденту «МР» выпал шанс стать дрессировщиком.
Когда-то в сочинении на тему «Кем я хочу стать, когда вырасту» я написала, что мечтаю стать дрессировщицей. И вот мечта далекого детства сбылась на один счастливый час. В День смеха и, собственно, смеха ради Магнитогорский цирк и артисты программы «Хищники Тихого океана», которую представляет Российская государственная цирковая компания, пригласили журналистов магнитогорских СМИ поближе познакомиться с цирковыми профессиями и поучаствовать в цирковых номерах. 
Далеко не все они дались с первого наскока. Моноцикл, например, все время «выпадал» под всеобщий хохот из-под желавших на нем прокатиться, а чтобы крутить хула-хуп, находясь при этом в полете над ареной, как мастер спорта по художественной гимнастике Зинаида Моисеева, нужна, оказывается, недюжинная отвага, не говоря уж о сноровке и тренировке. Поэтому большинство новоявленных участников номера неподвижно зависали над манежем на одной руке, ну а хула-хупы крутили отдельно, уже твердо стоя на ногах. Некоторым удалось научиться жонглировать одним предметом и раскручивать тарелки, закрепленные на шестах, – в этом деле главное, оказывается, не прикладывать чрезмерных усилий и удачно попасть в унисон с движением фаянсового диска.
– Пока мы готовили номер «Веселые тарелки», перебили всю посуду, – призналась его участница артистка Инна Липкан.
Послушавшись заботливых коллег, которые предостерегали от легкомысленных поступков вроде катания на верблюде, я решила ограничиться более безопасными номерами, позволив себе единственное исключение – аттракцион с морскими львами. Ведь они, несмотря на милый и забавный вид – ловкие и опасные хищники, поэтому акулы пера и микрофона с некоторой опаской приближались к одной из звезд аттракциона львице Тише. Имя ей дали за тихий нрав, но нам с непривычки казалось, что на арене она вела себя не совсем тихо – Тиша беспрестанно «рокотала». И, хотя это не означало никакой угрозы с ее стороны, подходить к зверю слишком близко было боязно.
– Не бойтесь, Тиша не кусается, – подбадривала дрессировщица Людмила Чугунова, руководитель номера.
Людмила показала, как правильно давать львице команды: куда указывать рукой и что при этом говорить. Произносить команды  «Салют!», «Стойка!» и другие  нужно было громко и настойчиво, а еще надо было обязательно называть Тишу по кличке, а за хорошее исполнение номера хвалить и угощать рыбкой из специальной пластиковой сумки.
Дух захватывало от страха и восторга одновременно, когда по моей команде совсем не знакомый большой зверь, как шелковый, послушно приветствовал публику, взмахивая мощным ластом, соскальзывал с тумбы на пол и, утробно рыча, четко следовал за мной по арене (от страха я бежала все быстрее, ускорял движение и зверь), ловил на лету мячик и вертел его на носу, делал стойку на передних ластах… Такое мне даже во сне не снилось! Сердце еще долго трепетало от переизбытка адреналина, и мне казалось, будто я совершила подвиг не менее отважный, чем прыжок с парашютом… К реальности меня вернула Людмила Чугунова.
– Животные порой поддаются дрессуре значительно лучше, чем собственные дети, – со вздохом заметила она в тот момент, когда ее сын Валера – самый маленький представитель знаменитой династии Чугуновых – лихо съезжал вниз по перилам цирка. Вот вам и подвиг…
В детстве я, как и многие, пыталась обу-
чать командам и простым трюкам своих домашних питомцев. Но то ли дрессировщица из меня плохая, то ли питомцы мои большими способностями не отличались, но из этого так ничего и не получилось. Поэтому даже цирковая работа с ближайшими друзьями человека – собаками и кошками кажется мне высшим пределом мастерства. А тут представилась счастливая возможность «покомандовать» шустрыми забавными шпицами Бимом и Брайтом из номера Галины Сидоровой и почувствовать себя заправской дрессировщицей собак – как и мечталось в детстве. Веселые собачонки играючи преодолевали барьеры, дружно, как два мохнатых шарика, прыгали сквозь обруч, бегали на передних лапах. Правда, не в меру любопытный Брайт все время норовил «поучаствовать» в других номерах программы, и его постоянно приходилось возвращать к «месту работы». 
Ловкая трюкачка и ветеран арены – кошка Мери из номера Валерии Чугуновой. Чтобы киска бежала на передних лапках, нужно было умело и аккуратно поддерживать ее прутиком под животик – так, чтобы и лапки не соскользнули вниз, и сама пушистая акробатка не совершила кувырок от вашего чрезмерного нажима. Мери освоила и антипод – вертит лапками мяч и горящий прут. Обидно, что такую талантливую кошку хозяева около четырнадцати лет назад попросту выбросили на улицу. Оттуда же пришел в мяукающую труппу и роскошный белоснежный красавец Котя с янтарными глазами, которому полтора года лечили больную лапку, прежде чем выпускать на арену. 
Многие кошки-артисты, кстати, настолько привязываются к арене, что в буквальном смысле не могут без нее жить. Валерия Чугунова поделилась историей кошки по кличке Мафия:
– В возрасте восемнадцати лет мы освободили ее от работы по старости. Она начала болеть, дела обстояли все хуже и хуже, и вот кошка уже собралась умирать. Все это время Мафия отчаянно просилась в работу, и мы решили исполнить последнюю волю умирающей и выпустить ее на арену. К нашему удивлению, после выступления кошка быстро пошла на поправку и еще долгое время радовала зрителей. Я думаю, объяснение всему этому нужно искать на уровне инстинктов.
Украсил собой арену и белый конь Версаль из номера Татьяны Гуторовой, который по команде новоиспеченных дрессировщиков исполнял красивый танец и кланялся зрителям. А еще все желающие могли, защитив голову каской, принять участие в оригинальном номере, изобретенном задорными клоунами Андреем Машинкиным и Иваном Артамоновым, – пожонглировать пластмассовыми ведрами, получив при этом огромный заряд позитива и отличного настроения. Именно за ним приглашают своих любимых зрителей все артисты замечательной программы «Хищники Тихого океана», которая будет работать в Магнитогорском цирке до 20 апреля.
Фото Динары ВОРОНЦОВОЙ
Exit mobile version