В Магнитогорской картинной галерее открылись сразу две выставки: «Гончарные фантазии» и «Край родной», сообщает сайт “МР-инфо”.
Обе они из фондов МКГ, обе – о любви к Родине, воспетой как в графике и акварели, так и в керамических изделиях, поэтому и разместились они в одном зале – в правом крыле 1 этажа.
Любовь к родным просторам
– Здесь, в этом зале, мы сосредоточили только уникальную графику – пастель, акварели и цветной карандаш, – рассказывает главный хранитель Магнитогорской картинной галереи Марина АБРАМОВА. – Здесь очень много уголков нашей Родины, у каждого мастера свой почерк, но всех их объединяет профессиональное мастерство и умение чувствовать поэзию того или иного места.
На выставке можно увидеть покосившиеся заборы и деревянные избушки глухих башкирских деревень в пастелях Натальи Кожевниковой, суровые северные реки в работах Бориса Гагарина, уральские горы и леса в графике Михаила Любельского (кстати, гораздо больше его картин в соседнем зале, на персональной выставке, посвященной 105-летию художника), красоту столицы-Москвы в работах Николая Волкова и нежность к родным просторам в акварелях Владимира Кошелева, Владимира Голованова, Рахили Боим, Анатолия Енютина, карандашной графике Александры Билль.
Интересна история самого пейзажного жанра, потому что раньше это был лишь элемент композиции – в иконописи, в портретах, в росписях, а главным был всегда какой-то персонаж. И только в конце XVII века пейзаж начинает обосабливаться в отдельный жанр и становится самостоятельным. А после того, как во Франции возникло течение импрессионизма, когда стали писать пейзажи с натуры, на открытом воздухе, пленэрная живопись стала превалировать. Художники и сейчас с удовольствием выезжают на этюды, пытаются уловить настроение окружающей природы. Этот жанр всегда будет востребован, и, думаю, магнитогорцы получат большое удовольствие, посетив эту выставку.
Из глубин тысячелетий
Гончарное искусство уходит корнями в глубочайшую древность. Как рассказала нам Марина Филипповна, изначально археологи связывали появление первых скульптурок из обожженной глины с эпохой неолита, однако сравнительно недавно в Хорватии была найдена статуэтка, сделанная еще 17.5 тысяч лет назад, в эпоху мезолита. Само слово «керамика» восходит к греческому «керамос» – глина, но в любом месте, где имелись залежи глины, в итоге развивалось это искусство, однако каждая культура привнесла в это творчество свою самобытность.
Изначально скульптурки просто лепили, обжигали в костре и использовали в каких-либо ритуалах, а много позже стали использовать глину и в хозяйственных целях. Появление горна и гончарного круга дало большой толчок этому промыслу, которым занимались прежде всего женщины, создавая кувшины, вазы, тарелки, горшки. Первое литературное описание гончарного мастерства мы видим еще в Ветхом завете.
Как говорит предание, изначально мастеров называли горнчар, от слова горн, где обжигалась посуда, однако с веками буква р потерялась. Марина Абрамова предлагает и более поэтическую расшифровку этого слова: гон – это движение, обычно оно связано с охотой, но это и поступательное вращение керамического круга, а чар – это чары, которые рождает это движение. Искусство гончара, как и искусство кузнеца, в древности приравнивалось к магическому действу, так как было связано с огнем, с претворением хаоса в веские, полезные предметы.
Традиция гончарного мастерства живет до сих пор, ведь в такой посуде хорошо хранится молоко, крупы, да и просто приятно поставить красивое блюдо, тарелку, кувшин на стол. Немало центров, где производилась керамика, на территории бывшего СССР – Украина, Кавказ, Латвия, города и села России, и многие из них представлены в экспозиции.
Глубинная связь с тысячелетней древностью представлена в кувшинах и блюдах армянских мастеров, сделанных из шамота. Кажется, будто это экспонаты из археологических раскопок – настолько первобытны их стилизованные формы, черты вырезанных лиц, орнаменты. Есть в экспозиции и сосуд в форме сидящей обнаженной женщины – скульптура под названием «Крик Чичен-ицы», посвященная культуре инков.
Вот диковинные кувшины скопинских мастеров – от утилитарности своей посуды они пошли дальше, в настоящее искусство, и вот кувшин обретает гриву льва, а у другого тонкое горлышко становится змеиной шеей или телом рыбы с раскрытым ртом.
Интересны работы нашей землячки, ныне живущей в Ханты-Мансийске Галины Шойунчал – сделанные на гончарном круге сосуды вдруг перерастают в более древнюю жгутовую технику, приобретая оригинальный орнамент, использует она технику кракле, когда обливная глазурь покрывается сетью мелких трещинок, росписи с прорезами.
В керамике каждого края своя пластика, свои формы, своя эстетика. Дагестанская мастерица Зубайдат Умалаева из села Байхар представляет традиционную для своего края посуду с неброским белым национальным орнаментом, а вот ритуальный сосуд, на крышке которого – сама мастерица за гончарным кругом, а вокруг – ее творения.
Грузинская керамика делается из глины особого сорта – черной, обладающей антисептическими свойствами, а первые изделия из нее относят к началу 2 тысячелетия до н. э.. Гончарным технологиям здесь начинали учить детей с 7-10 лет. На выставке представлены как созданная в национальных традициях, так и более современная посуда грузинских мастеров.
Традиционных форм сосудов немало, но современные мастера с удовольствием играют с формами – то приплюснут с боков, то сделают их низкими и приземистыми. Вдохновляют керамистов и реалии современности – вот ваза «Строительство», на стенах которой взмывают в небо башенные краны, а порой изделия совершенно обычной формы вазы получают уникальность благодаря интересной сюжетной росписи.
Органично вписалось в выставку графики пейзажное блюдо керамиста Владимира Гориславцева – петербургская школа мастера сразу видна и в сдержанной гамме, играющей оттенками серого, и в самой тематике росписи.
Глиняная свистопляска
И конечно выставка керамики не могла не обойтись без народной игрушки – милых поделок, созданных на забаву малышам, переросших в традиционный промысел. В экспозиции представлена Филимоновская игрушка из Тульской области – мягкая местная глина вынуждала мастеров постоянно вытягивать элементы изделий во время просушки, чтобы глиняная масса не оседала, так родились уникальные вытянутые шеи барышень, лошадок, птичек, а яркие полоски и солярные символы орнамента делают фидимоновские свистульки легко узнаваемыми.
Не менее узнаваема Каргопольская игрушка – дар Русского Севера, Архангельского края. Грубоватые, коренастые мужички, кони-Полканы (русские кентавры), барышни с коромыслами и персонажи сказок, традиционно они раскрашивались известью, сажей, цветными глинами, сейчас же мастера используют более яркие краски.
И конечно не обошлось без дымковской игрушки, чье происхождение связано с праздником Свистопляски, который ежегодно проводился на берегах Вятки, и к которому мастера дымковской слободы готовили множество свистулек. Традиционный праздник со временем превратился в весеннюю ярмарку, на которой немалое место занимали изделия из глины. Статные барыни, сюжетные сценки и, конечно, знаменитые дымковские индюки – все они характерны своим богатым декором, воланами, росписью с включениями сусального золота.
Есть здесь и авторские игрушки-окарины магнитогорских мастеров Михаила Поскребышева, Валерия Хорхолюка, Леонида Эслингера.
Рассматривать их – одно удовольствие, поэтому не сомневаюсь, что выставка понравится и детям.