Экспозиция приурочена к 95-летию живописца. Николай Рябов родился 8 декабря 1925 г., в деревне Ершовка Кизильского района Челябинской области, в казачьей семье, его предки удостаивались за свою службу различных наград, а его дед был иконописцем, рассказывает куратор выставки, заведующая Информационно-образовательным центром Русский музей: «Виртуальный филиал» Лилия ФИЛАТОВА.
Во время коллективизации семья Рябовых была раскулачена, отец художника попал в сталинские лагеря и был освобожден только во время войны: и на фронте Петру Рябову удалось отличиться и вернуть к себе доверие, пишет сайт “МР-инфо”. Мы можем представить этого крупного, красивого мужчину по написанному сыном портрету – статного, кудрявого, с наградами на груди. Семья Рябовых очень пострадала в результате коллективизации, сильно нуждалась и им пришлось переехать в Сибай, к бабушке. Там Николай начал учиться в изостудии у художника Г. А. Богдана, видимо, от этих занятий остались хорошие впечатления, определившие весь его жизненный путь.
Однако, сначала была война. В 1943 году 17-летний Николай Рябов окончил радиокурсы, видя его старания, юношу оставили инструктором, и в годы войны он обучал ребят радиоделу. Были у него и награды, однако об этом времени он всегда рассказывал очень скромно. В боях художнику участвовать не довелось, однако после войны пришлось отслужить еще 3 положенных года в армии, и лишь в 1948 году вернулся он к своей семье в Сибай, а немного спустя, поехал поступать в Свердловское художественное училище им. И. Д. Шадра. На тот момент это была настоящая кузница кадров для творческого мира Урала, и хотя это было среднеспециальное образовательное учреждение, сильнейшие преподаватели давали уровень подготовки, вполне сравнимый с вузовским.
Николай Рябов защитил диплом с отличием, и продолжил обучение в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, но подорванное в голодные детские и подростковые годы здоровье не дало возможности учиться. Николай Петрович возвратился в Сибай, некоторое время поработал художником-оформителем на Сибайском медно-серном комбинате, а в 1958 году перебрался в Магнитогорск и остался верен нашему городу до конца.
– Николай Рябов – представитель русской реалистической школы с элементами русского импрессионизма, особенно это видно в его пейзажах, – рассказывает куратор выставки. – Хотя он не чуждался поисков в искусстве, допустим, 1960-е годы прошли под знаменем сурового стиля, обобщения формы, игр с пространством – свидетельством тому два женских портрета, представленных на этой выставке. Вообще время расцвета художника – конец 1960-х – 1970-е годы.
Николай Рядов был великолепным портретистом. На выставке представлено немало портретов известных магнитогорцев, прежде всего – людей труда. Вообще же сам он говорил про себя: «Я хочу написать семейный альбом человечества». Он интересно пишет женщин – в экспозиции представлен целый ряд женских портретов, это герои труда, гимнастки и просто интересные лица, но в каждом какая-то доля идеализации, художник комплементарно относится к своим героиням. К примеру, вот знаменитая каменщица Магнитостроя Зоя Синицкая – вся в работе, кровь с молоком, сильные, загорелые руки в цементной пыли, но во взгляде – женское кокетство и искрометная улыбка на устах.
Мужчины на его картинах всегда в расцвете своей мощи, он подчеркивает их мужскую стать, значимость в жизни. На выставке представлены портреты Героев Труда В. Щеголева, Г. Дорогобида, В. Наумкина, Е. Стоянкина и других.
Николай Рябов всегда писал портреты с натуры. Ему нравилось работать с интеллигенцией – есть на выставке портреты собрата по творческому цеху Кирилла Самусьева, поэта Бориса Ручьева, и писателя Станислава Мелешина, а также Микаэла Таривердиева и Валерия Калистратова из целой серии портретов композиторов, которая выставлена в Магнитогорской консерватории, причем, чтобы написать их, Николай Петрович за свой счет ездил в Москву, встречался со своими героями.
Есть в экспозиции интересная сюжетная картина – «Госпиталь в годы войны» из фондов Магнитогорского краеведческого музея. На масштабном полотне – бывший школьный класс – об этом говорят карты, портрет Пушкина, школьная доска на стенах, где находятся выздоравливающие бойцы, а за окном – узнаваемый магнитогорский пейзаж: трубы металлургического комбината.
С каждым годом искусствоведы все больше понимают значительную роль Николая Рябова в развитии школы уральского пейзажа. У него невероятной красоты работы, посвященные красоте природы южной Башкирии, окрестностей Магнитогорска.
– Уральские пейзажи, особенно степные, писать очень трудно, потому что там не на чем зацепиться глазу, – отмечает Лилия Филатова. – Однако художник мог уловить и передать их красоту. Вот посмотрите – «Родные просторы», как раз где-то за этими холмами находится его родная деревня Ершовка, вот дорога… и создается ощущение мира вне человеческого присутствия, вневременное состояние. При этом Николай Рябов не лирик, его работы – это, скорее, эпос. Он любит панорамы, взгляд сверху, который дает возможность открыть как можно больше пространства, у него не так много этюдных зарисовок небольших уютных уголочков, для Николая Петровича более характерны большие панорамные полотна, наполненные величественным настроением.
На выставке представлено 74 работы мастера, в том числе 39 – из фонда МКГ, а также из Магнитогорского краеведческого музея, Магнитогорской государственной консерватории, Научно-технического музея ММК, работы, хранящиеся в семье художника и в частных коллекциях. Николай Рябов – не только представитель станковой живописи, но и мастер акварели, рисунка, у него уникальная графика, он писал немало натюрмортов
– Николай Петрович был очень трудолюбивым человеком, он постоянно выезжал на этюды, постоянно писал портреты, в том числе заказного характера – такое было тогда время, – вспоминает Лилия Ивановна.
Николай Рябов был очень начитанным, много читал философской литературы, был хорошо знаком с такими знаковыми фигурами магнитогорского театра кукол, как Виктор Шрайман, Марк Борнштейн, Евгений Терлецкий и тяжело воспринял их отъезд.
Лилия Филатова, знавшая художника в последние 6 лет его жизни, называет его «государственного мышления человеком». И хотя он критически относился к коммунистам и советскому строю, переломный момент в истории страны стал большим ударом для здоровья живописца, и 26 октября 1993 года он ушел из жизни. На доме, где он жил последние 12 лет, установлена мемориальная доска.
– Для нас имя Николая Рябова – это определенный нравственный ориентир, если мы знаем о ком-то, что он дружил с Николаем Петровичем, сразу понятно, что это человек глубоко порядочный, – отмечает Лилия Ивановна. – Он очень любил молодежь, и даже в магнитогорском отделении Союза художников отвечал за работу с молодым поколением. Я знаю художников, которые его любили как отца, и я помню, когда я 25-летней пришла работать в картинную галерею, писала статьи о выставках для «Магнитогорского рабочего», еще очень скромные, студенческие, Николай Петрович не гнушался их читать, звонить, говорить «спасибо».
Работы Николая Рябова хранятся в музеях Челябинска, Магнитогорска, в частных собраниях России и за рубежом. Уникальную возможность увидеть их в стенах картинной галереи получили магнитогорцы. Выставка продлится до 30 января.