Каждому – по потребностям

15 марта представители Объединения защиты прав потребителей и специалисты Роспотребнадзора 
отмечают профессиональный праздник
Всемирный день прав потребителей в этом году проходит под девизом защиты интересов всех, кто является абонентом телефонной или мобильной сети. 
За последнее время в законодательстве в отношении защиты интересов пользователей связи появились новые статьи, и это пошло на пользу абонентам. К примеру, всем известное «мобильное рабство» на самом высоком уровне признано незаконным. Теперь абонент может беспрепятственно поменять оператора, но при этом сохранить номер своего средства связи. К данному новшеству 1 марта добавился еще один пункт. В случае, если желание абонента по переводу не выполнено в течение десяти дней, последующие его звонки будут произведены за счет оператора связи. Этот аспект заставил сети быть расторопными и исполнять требования клиента в кратчайшие сроки. 
Освобождение из телефонного «рабства» – малая толика того, что хотели бы предпринять общественные организации и государственные надзорные органы в части защиты прав потребителей. До сих пор немало операторов в качестве дополнительных услуг навязывают сервисы сторонних коммуникационных компаний. Многим абонентам приходилось сталкиваться с тем, что на их средства связи без ведома и разрешения приходит рассылка рекламного характера либо короткое сообщение с предложением подключить определенную услугу. Через какое-то время оказывается, что рассылка была платной, и каждый день со счета абонента списываются средства. 
Вопросы качества предоставления услуг абонентам сотрудники Объединения защиты прав потребителей и Роспотребнадзора решили вывести в отдельную тему и обсудить в режиме диалога с теми операторами мобильной связи, что дислоцируются в Магнитогорске. Предложения о встрече инициаторы мероприятия разослали в центральные офисы компаний, были получены согласия. Но в назначенный день проведения «круглого стола», 13 марта, ни один представитель пяти операторов в Общественно-политический центр не явился. 
 – Неготовность к диалогу – фактор законопослушности, – так прокомментировала ситуацию главный специалист-эксперт территориального отдела управления Рос-потребнадзора по Челябинской области Ольга Ковалевская и предложила провести «круглый стол», но в ином формате. 
Председатель ОЗПП Владимир Зяблицев поддержал коллегу по защите прав потребителей и рассказал о деятельности, которой объединение было занято в прошлом году. К числу наиболее частых обращений в ОЗПП добавились нарекания в адрес предпринимателей, занимающихся изготовлением мебели. Ситуации разные: от некачественно выполненной работы до откровенного мошенничества, когда деньги берут, а товар потребитель так и не получает. Среди лидеров по числу жалоб, как всегда, – нарушения в реализации технически сложных бытовых товаров, на втором месте – сфера жилищно-коммунального хозяйства. Проблемы здесь связаны с тем, что жильцам в управляющих компаниях отказываются разъяснять систему тарифов, оказывают услуги ненадлежащего качества, взимают плату за общедомовые нужды – ОДН, неэффективно используют денежные средства по статье «Содержание жилья», фальсифицируют протоколы собраний, связанных с изменением способа управления многоквартирным домом. 
 – Количество жалоб только растет, – говорит Владимир Зяблицев, – 6700 человек обратились в Объединение защиты прав потребителей в прошлом году, с помощью юристов было составлено более двух тысяч претензий по разным ситуациям, 387 исков отстаивали представители нашей организации в судах. Почти пять тысяч дел было урегулировано в досудебном порядке. 
Гордится Владимир Иванович маленькой победой в части продажи дорогостоящих американских пылесосов фирмы «Кирби». Несколько лет назад десятки магнитогорцев столкнулись с тем, что, взяв агрегат в кредит, не смогли справиться с выплатами. Причем вернуть назад пылесос не смогли даже те, кто уже на следующий день после подписания договора понял, что покупка слишком накладна. После обращения российского объединения защиты прав потребителей напрямую к руководству фирмы в США дистрибьюторы получили новые инструкции по работе. Теперь в течение семи дней клиент может расторгнуть договор купли-продажи и в срок до десяти дней получить деньги назад в полном объеме. Большая скидка сделана для категории покупателей, выделенной отдельно: инвалиды, пенсионеры от 70 лет могут вернуть деньги и через девять месяцев. 
 – Победы на потребительском рынке услуг есть и у нас, – продолжила Ольга Ковалевская, – то, что уже два года в Магнитогорске отключают в летний период горячую воду на две недели, а не на три, как было ранее, – полностью заслуга нашего подразделения. Отмена оплаты за опломбировку водомеров – наш второй успех. С муниципальным предприятием «ЕРКЦ» мы реально «сражались» на юридическом поле. В Арбитражном суде удалось доказать незаконность взимания платы, после чего руководство предприятия не только привлекли к административной ответственности, но и деньги, которые были уплачены в ЕРКЦ за такую услугу, теперь можно вернуть. 
Прецедент создан, и для того, чтобы получить эти средства, достаточно искового заявления, пояснила Ольга Михайловна, помочь с возвратом сумм могут в Роспотребнадзоре. 
Несмотря на значительные успехи в деле защиты прав потребителей, Ольгой Ковалевской также отмечено увеличение жалоб от населения. Почти в два раза больше стало обращений, касаются они некачественных продуктов питания и жилищно-коммунальной сферы. 
Ответственно работать за текущие двадцать лет рыночной экономики предприниматели так и не стали. Простой пример, который приводит Ольга Ковалевская, красноречиво характеризует ситуацию. Специалисты Роспотребнадзора обязаны предупредить предпринимателей о плановой проверке их предприятия. 
 – Проверяем торговую точку, нарушений нет. Но как только мы приходим в этот же магазин по жалобе потребителя, состояние просто удручающее. Огромное число нарушений…
На протяжении многих лет такое положение остается неизменным, работать качественно предпринимателям еще только предстоит научиться. А до этого момента в контролирующие органы не зарастет народная тропа…
Exit mobile version