В шаговой недоступности

В последнее время разгорается конфликт между владельцами мелкорозничных торговых точек и сетевых магазинов
Причем «войной идут» «малыши». Они обеспокоены засильем «сетей» в городах, в частности 
в Магнитогорске. 
С одной стороны, для покупателей гипермаркеты – это вроде бы плюс, в них цены ниже и выбор товаров больше. С другой стороны, страдают мелкие продавцы и местные производители. Продавцы – потому что их «душат» конкуренты, мелкие производители по той же причине – в крупные магазины их продукцию не берут. А значит, лишают местное население «своей», часто более качественной и свежей продукции.
К спору подключился уполномоченный по защите прав предпринимателей Челябинской области Александр Гончаров. Чтобы поддержать местный бизнес, он предложил на выходные дни гипермаркеты закрывать. В Европе супермаркеты не работают по воскресеньям, а в субботу закрываются в 14 часов. Им запрещено работать по закону. Это сделано, чтобы поддержать малый бизнес. Там супермаркеты не торгуют алкоголем и табаком. Эти товары реализует малая розница. 
Бизнес-омбудсмен согласен, что в торговых сетях более высокие стандарты обслуживания и достаточно низкие цены. Надо искать компромисс: не ущемлять интересы покупателей и одновременно защищать малый бизнес.
Между тем главный  борец с сетевой торговлей в Магнитогорске директор общественной организации «Родной город» Владимир Ишимов в журнале «Эксперт-Урал» прогнозирует дальнейшее развитие конфликта между мелкорозничной торговлей и торговыми монстрами.
По его мнению, расчет доли продовольственных сетей в городе ведется неверно. В него включены и мелкая розница, и оптовая, и специализированная торговля алкогольными напитками и детским питанием. К примеру, в Магнитогорске органы статистики определили долю сетей в 2012 году в 21,8 процента. Даже простое сопоставление по торговым площадям говорит, что цифра некорректна. «Здесь одних продовольственных гипермаркетов известной компании на 400 тысяч населения – четыре штуки, а их всего по стране тридцать. Сюда добавьте еще 36 магазинов форматом поменьше, 23 универсама других компаний и 58 алкомаркетов. По нашим расчетам, доля сетей в Магнитогорске достигла семидесяти процентов», – уверяет Владимир 
Ишимов. 
С лидером «Родного города» согласна заместитель руководителя Челябинского управления федеральной антимонопольной службы Елена Семенова:
– Действительно, методика расчета доли сетевого бизнеса на рынке розничной торговли несовершенна: не совсем прозрачна, не отражает всех реалий торговой сферы, – считает она. 
Крупные федеральные сети тем временем занимают нишу магазинов шаговой доступности, по мнению Владимира Ишимова, даже в убыток себе, только чтобы не пустить в торговое пространство соперников. Но малому бизнесу все равно, какая сеть превалирует, он вынужден конкурировать со всеми сетями.
А вот еще малоприятная статистика: по данным журнала «Эксперт-Урал», Магнитогорск опередил все города Урала, даже мегаполисы, по числу алкомаркетов. В Екатеринбурге с его миллионом жителей 196 алкомаркетов, у нас на 400 тысяч – 247, у металлургического коллеги Нижнего Тагила – всего 120.
Члены общественной организации «Родной город» обеспокоены: уничтожим малую розницу, «вымрут» и местные производители. Небольшой колбасный или сырный цех не сможет работать с сетями. Во-первых, придется платить за вход «на полку», во-вторых, из-за жестких стандартов, которые предъявляются к качеству продукции, и огромных штрафов за срыв поставок. Эти штрафы могут разорить предпринимателя. По всей стране местные производители реализуют свой товар через малоформатную розницу. А если ее не будет?
Exit mobile version