«Так не бывает…»

Талантов в нашем городе вполне хватает. В отличие от меценатов
Свою новую программу магнитогорские джазмены приурочили к году культуры и посвятили 85-летию города.
В декабре 2012 года композитор Сергей Соколов (творческий псевдоним Serge Falcon) с песней «Так не бывает» на стихи поэта Вячеслава Лунгу стал лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года». Эта песня в исполнении Дмитрия Билана прозвучала в заключительном гала-концерте телепроекта.
Сегодня автор упомянутого хита руководит замечательным музыкальным коллективом, хорошо известным магнитогорским любителям джаза. Завтра в зале Концертного объединения группа «L-Band» презентует свой новый проект «Дыхание джаза». В этом шоу помимо основных исполнителей примут участие музыканты, имена которых держатся пока в строгом секрете и станут сюрпризом для слушателей.
– В нынешнем составе нашей группы пять человек, – рассказывает корреспонденту «МР»  Сергей Соколов. – Ваш покорный слуга в трех ипостасях: барабанщик, вокалист и ведущий, вместе со мной Семен Мазурок (саксофон), Эдуард Табилов (бас-гитара), Ренат Фатехов (клавишные) и Александр Маленов (гитара).
– Как давно родился интерес к ударной установке?
– Да с младых ногтей, как говорится. Точнее, сразу после того, как впервые увидел барабан. У нас в школе были кое-какие инструменты. Каюсь, грешен: умыкнул педальку для большого барабана, а дома приспособил к большому старому чемодану. И еще немного разнокалиберного «художественно звучащего» барахла – кастрюли, банки… Брат осваивал гитару. Вот и музицировали. Мало того, мы эту какофонию еще и на магнитофон записывали – то была божественная музыка. 
– А что, на самом деле можно достичь приличной исполнительской техники, репетируя на чемодане?
– Нет, конечно. После восьмого класса я поступил в музыкальное училище. Через год у нас собралась команда для совместных выступлений, но к сожалению, в Темиртау (там я вырос) не было эстрадного отделения. Брать приступом знаменитую Гнесинку не рискнули, конкурса побоялись. И потому для получения необходимого образования решили махнуть «куда-нибудь». Выбор пал на подмосковный город Электросталь.
– Тогда каким образом вы здесь очутились?
– А в Электросталь не доехали. Представьте себе: опоздали на поезд. Тут же на вокзале полистали справочник и нашли Магнитогорск, где именно в том 1986 году только что открылось эстрадное отделение. Так мы стали одними из первых студентов этого отделения Магнитогорской консерватории. 
– Даже давние поклонники джаза не в состоянии объяснить парадокс: если джаз основывается на импровизации, то тогда зачем репетиции? Просто даете коллегам установку: «Тональность ля минор, ноты главной темы…»
– Кабы так просто все обстояло! Если сравнить с рэпом, в котором исполнитель свободен в своем речитативе, то в джазе роль рэпера по очереди играют все музыканты. Для этого в джазовом произведении в заглавную тему встраиваются «свободные квадраты», когда музыкант может сыграть любую невообразимо сложную конфигурацию. Такая же возможность дается и певцу: в своем «свободном квадрате» он может импровизировать голосом. Но чтобы все это с первого звука до ухода на коду (окончание музыкального произведения. – Прим. А.Т.) звучало как готовая, самостоятельная пьеса, необходимо все фрагменты, все импровизационные версии смонтировать в некую безупречную целостность. Именно это и делается в формате репетиций.
– А в остальном что же, без проблем? Живете «играючи-припеваючи»?
– В нашем коллективе такие же проблемы, как и в любом другом творческом союзе. И самая главная проблема тянет на статус общероссийской. Увы, культура в нашем обществе при самых благостных лозунгах финансируется по остаточному принципу. Да и меценатское движение никак не возродится. Бизнесмены инвестируют исключительно те проекты, которые вернутся в звонкой монете. 
А ведь сколько раньше у нас работало клубов, и в каждом из них было достаточно инструментов, играть на которых детишек обучали талантливые педагоги. В настоящее время этим людям приходится не жить, а выживать. И те, кто остался верен музыкальному искусству, держатся лишь за счет огромного душевного потенциала. Поэтому мы ставим перед собой задачу поддержать в городе хотя бы тот музыкальный тон, который в нем еще остался, неся в люди музыкальную культуру.
И сегодня в Магнитогорске талантов вполне хватает. Остается лишь помочь им развиваться. А для этого нужны инвестиции на оплату труда педагогов и музыкантов, на покупку инструментов и т.д. Чудес не бывает: раньше вся культура держалась на дотациях государства, а сегодня мы, наверное, должны убеждать богатых людей делать отчисления в культуру. Необходимы культурные фонды, чтобы люди могли слушать музыку самых разных стилей. Однако, уверен, наивно полагать, что когда-нибудь совсем скоро, «в следующий понедельник» все это вдруг упадет на нас в виде манны небесной. Так не бывает…
Exit mobile version