«Мы ленивы и нелюбопытны…»

Затянутые рутиной бытия, люди часто не видят того, что рядом
Уныло разглядываем карту путеводителя… К сожалению, названия улиц на английском, 
а на угловых табличках надписи где на греческом, где дублируются на том же английском. 
(Учите, учите английский, если хотите свободно передвигаться по всему миру!)
– Вы что-то ищете? – вдруг обращается к нам на чистом русском молодая женщина, подметающая тротуар перед аптекой, что находится в эркере дома, рассекавшего перекресток.
– Да, древнюю оливу, что должна находиться где-то здесь…
– Не знаю, – разводит женщина руками.
Выяснили, что она из России, живет здесь шесть лет, но ни о какой древней оливе не слыхала.
Увы и ах! То же самое нам говорила гид на местной автостанции, по обязанности указывающая туристам достопримечательности в древнем городе Полисе, что находится на северо-западе Кипра.
Мы опять уткнулись в карту, а потом свернули за угол, прошли метров пятьдесят и буквально уперлись в огромное, расколотое молнией надвое дерево. А рядом с ним стоял внушительный стенд, на котором была на греческом и английском подробная «биография» оливы. Что высота ее – пять метров, обхват – семь. И что ей 700 лет, а не 600, как было сказано в путеводителе. И на этом древнем дереве и сейчас висели крупные, зрелые плоды. Вот это жизнестойкость!
Мы походили вокруг, сорвали по паре оливок. Залезли в «пещерку», образованную молнией, пощелкали фотокамерами. И двинулись дальше.
Древний город Полис совсем небольшой. Всего-то около трех тысяч жителей. Но улочки его текут вкривь и вкось, с крутыми подъемами и спусками. Между домами сады и огороды. Поэтому город размахнулся очень широко. Чтобы сберечь его первозданный вид и сохранить от нашествия туристов, власти особо не рекламируют Полис для посещений.
То карабкаясь вверх, то круто спускаясь вниз, набрели на церковь Николая Угодника. В путеводителе она даже не упоминалась. Видимо, храм 1905 года постройки здесь стариной не считается. Узкий фасад с гладкими стенами и очень высокой колокольней выглядел строго и величественно. Дверь была открыта. Слабое освещение через узкие окна все же позволяло рассмотреть внутреннее убранство. Не пышный, но красивый иконостас с иконами старого письма. На столешнице широкой тумбы лежат всего две свечи. Взяли, чтобы зажечь перед иконой святого угодника за здравие и упокой близких. В прорезь столешницы опустили монетки. А куда они падают? Позади тумбы заметила чуть приоткрытые двустворчатые дверцы. За ними оказался внушительный сейф. Так вот куда попадает лепта прихожан!
И снова блуждания по улицам, приставания к встречным: где находится древняя церковь Святого Андроника? На Кипре легко общаться с людьми: многие киприоты вполне сносно объясняются по-русски. Но на наш вопрос разводят руками, даже направление не могут показать.
Все-таки упорство зря не пропадает. Совсем неожиданно, ведомые каким-то чутьем, мы вскарабкались к небольшой, но очень красивой площади. Ухоженные газоны, пышные кусты роз. Изящная балюстрада на крутом каменном уступе. За ней – сине-зеленая необъятность моря.
Церковь, очень неприметная снаружи и совсем не похожая на привычные нам храмовые постройки, скромно прилепилась сбоку под кроной огромного дерева. Ни красивых портиков, ни колонн. Небольшое приземистое прямоугольное здание. Время возведения уточнить было не у кого, но мы знали, что в XVI веке она была превращена в мечеть, а потом опять стала христианским храмом. Недавно на ее стенах под старой штукатуркой были обнаружены древние фрески. Посмотреть их нам не удалось. Внутрь церкви можно было зайти только группой не менее десяти человек. Да еще проделать неблизкий путь в археологический музей за ключом от дверного замка.
Присели было отдохнуть в красивом полукруглом бельведере, но спохватились: пора на последний автобус. Не то придется куковать здесь всю ночь, а у нас рано утром вылет домой. Ну что же, свою программу мы почти выполнили. На этот день.
В первый свой приезд на Кипр объездили с экскурсиями весь остров. И поэтому в этот раз осматривали достопримечательности по своему ежедневному плану. Но сколько времени уходило, чтобы узнать, где находится часовня первых христиан, как добраться до царских гробниц или дворца мозаик. Вот и сегодня мы не успели посмотреть старый порт древнего Полиса, потеряв время на поиски и расспросы.
Любуясь красивейшими горными пейзажами из окна автобуса, я думала о том, что мы, затянутые рутиной бытия, не оглядываемся вокруг. Как тут не вспомнить слова Александра Пушкина, сказанные почти два века назад: «Мы ленивы и нелюбопытны…» Моя родственница всю жизнь прожила в Москве, но знала о ней меньше, чем я, облазившая столицу в студенческие годы.
Да что там говорить. Всего в нескольких часах езды от Магнитки находится Аркаим, древнейшее уникальное поселение, куда едут люди со всего мира. Но, признайтесь, а нам ведь все некогда туда съездить: может, в конце лета, а может, на будущий год…
На всю жизнь осталась я благодарна нашему классному руководителю из девятой школы Борису Михайловичу Колобову. Он не ограничивался преподаванием физики, а нередко говорил:
– Завтра принесите по шесть копеек на трамвай, поедем смотреть левый берег.
Или вел нас в цеха комбината, и мы шалели, стоя на металлическом мостике над прокатным станом. А то приводил на стройку, показывая, как растет город, и заодно объясняя, как работает подъемный кран. Уверена, это он  заразил меня любознательностью и жгучим интересом: а что здесь? а что там?
Ведь на то нам и дается жизнь, чтобы узнать всю красоту окружающего мира. Чтобы все незнакомое в нем сделать знакомым.
Exit mobile version