Уж поверьте… Уж проверьте!

Через религию школьников научат нравственности
Педагоги города обсуждали, как преподавать основы православной культуры школьникам.
Второй год перед родителями четвероклассников встает нелегкий выбор. Новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенный недавно в образовательных заведениях города, вызывает немало вопросов. 
В рамках ОРКСЭ по выбору родителей школьники изучают несколько модулей: основы православной, исламской, иудейской и буддийской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.  
На совещании педагогов, которое состоялось в конце минувшей недели в Правобережном центре дополнительного образования детей, внимание было уделено одному модулю из программы ОРКСЭ – «Основам православной культуры», на изучение которого в программе общего курса выделено 30 часов. Обсудить проблемы преподавания  собрались не только учителя, но и священники. 
Как оказалось, вопросов по этому курсу много и у самих педагогов. К примеру, кто должен его преподавать? Каким должен быть учитель «Основ православной культуры»? Как оценивать результаты курса, что считать такими результатами? И зачем вообще нужен этот курс?
– Не только православный модуль, а предмет вообще нужен для того, чтобы современный ребенок мог разобраться, почему тот или иной писатель пишет то-то и то-то, в каком духовном поиске он находился, – говорил епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий. – Например, жизненный путь Лермонтова и Пушкина закончился на первый взгляд одинаково, но в конце концов Пушкин пришел к пониманию Бога и себя, и такой разочарованный финал у Лермонтова. Чтобы  в этом разобраться, нужно знать основы культуры, в которых воспитывались и тот, и другой. 
Присутствовавшие на конференции заведующий сектором «Основы православной культуры» Синодального отдела религиозного образования и катехизации диакон Герман Демидов и руководитель миссионерского отдела Магнитогорской епархии, клирик храма Михаила Архангела иерей Алексей Поляков отметили, что главный постулат курса: «Не навреди». Курс – культурологический и направлен в первую очередь на формирование у детей 10-11 лет нравственных идеалов и ценностей, составляющих основу тех или иных религиозных и светских традиций. Ни в коем случае он не должен быть навязыванием каких-либо религиозных постулатов. 
На конференции отмечалось, что родители должны понимать: при выборе того или иного модуля закладываются основы жизненного пути ребенка. Учителя, преподающие курс, рассказывали, что к этому выбору некоторые родители подходят очень ответственно. К примеру, модуль «Основы православной культуры» выбирают мусульманские семьи, мотивируя это тем, что «своей культуре мы ребенка дома научим, а в школе пусть изучает  религиозные основы той страны, в которой 
он живет». 
Суть курса – не в грузе знаний, а в доходчивом разговоре о понятных детям вещах. О том, что хорошо, что плохо, о  нравственных ценностях, которые одинаковы во всех религиях, актуальны для ребенка, и которые он может применить в жизни. Главное  – дать детям нравственный толчок.
Правда, из этого возникает другой вопрос, который поднимался на конференции: как оценить эффективность курса сегодня, когда свои плоды он может дать в отдаленном будущем или не дать вообще?
– Невозможно оценить результаты курса, – говорил Герман Демидов. –  Несмотря на то, что Министерство образования пытается разработать методы оценки, пока эта оценка гипотетическая. Оценивать духовно-нравственный рост ребенка за 30 часов, что отведены, к примеру, «Основам православной культуры», невозможно. Определяется лишь нравственный потенциал курса.
Много говорилось и о роли учителя как в преподавании курса в целом, так и православного модуля в частности. Ведь опасения многих родителей зачастую связаны с тем, что педагоги, мало понимающие суть предмета, будут просто навязывать ученикам свое мировоззрение. 
– Церковь надеется, что педагоги, которые станут преподавать этот курс, будут согласовываться не только с православной церковью, но и с представителями других религиозных конфессий. Это гарантия 
аутентичности курса, того, что он будет правильно преподаваться. Это очень важно, – высказывался диакон Герман Демидов.
А сами педагоги обозначили проблему: их работу осложняют не столько собственные нравственные установки, сколько  отсутствие учебников и рабочих тетрадей по модулю. Правда, было отмечено, что соответствующий учебник уже создан коллективом авторов под руководством профессора Московской духовной академии Андрея Кураева. Кроме того, планируется в педагогических вузах готовить преподавателей ОРКСЭ, причем для каждого модуля – отдельного специалиста. 
– В этом вопросе главное – профессионализм, – заявил диакон.
Exit mobile version