Искусство неравенства

«Справедливость – это воздаяние каждому по заслугам»

Интересно все-таки получается: многие мудрецы разных времен, словно сговорившись, повторяют 
в принципе одно и то же: все главные кровопролития истории, в том числе путчи, войны и революции, происходили именно под лозунгами восстановления справедливости. 
А про современную повседневность говорят и вовсе пессимистично: сначала ищете справедливость, 
а потом новую работу…
Вчера мировая общественность отмечала День социальной справедливости. В 2009 году Генеральная ассамблея ООН провозгласила установление этого праздника в специальной резолюции, а как им пользоваться, не объяснила. А куда ж мы без инструкции? Вот и толкует справедливость всяк по-своему. И при этом не сыщешь такого, который бы сомневался в собственной правоте. Корреспонденту «Магнитогорского рабочего» более всего любопытно: что на сей счет думает современная молодежь? В особенности та, которая планирует «благоустроить» свою жизнь на ниве юриспруденции.
Жертвой этого любопытства стала прошлогодняя выпускница МГТУ по специальности «юриспруденция» Юлия Черемисина. Юрист с широкой квалификацией. То есть это и уголовные, и гражданские, и арбитражные дела. Сейчас работает в коллегии адвокатов и еще ведет общественную приемную молодежной общественной палаты. И вот каково ее мнение:
– Если рассматривать справедливость в рамках социума и права, то я прекрасно помню университетские конспекты и могу сослаться на слова Цицерона, с которыми согласна совершенно. В общем, мы с Цицероном считаем, что под действие закона должны подпадать все. Несмотря на древность этой сентенции именно она на сегодняшний день определяет главную основу социальной справедливости во всех отраслях права. В особенности уголовного. Именно в правовом пространстве вопрос справедливости остается важнейшим и, на мой взгляд, покоится на трех китах: справедливости закона (без ограничений и привилегий для отдельных лиц), справедливости судебного разбирательства (без предвзятости и заранее определенного решения за конкретные «бонусы» для судей) и справедливости наказания. Есть еще один философ-идеалист, мнение которого весит нисколько не меньше, чем мнение Цицерона. Это Иммануил Кант. Вот мы с ним считаем, что справедливость есть воздаяние каждому по заслугам. Однако, по-моему, необходимо отличать справедливость и равенство. В основе справедливости должно лежать внимание к человеческой индивидуальности, к жизненным различиям. И потому справедливость, на мой взгляд, это искусство… неравенства. Да, неравенства, однако непременно предметно обоснованного. Например, почему необходима защита материнства, детства, почему надлежит поддерживать людей с ограниченными физическими возможностями и еще очень много-много таких «почему?»
Таково мнение начинающего юриста Юлии Черемисиной. И оно выглядит вполне резонно. В утрированном виде мы имеем дело с классической олимпийской коллизией. Это называется: «Что наша жизнь? Игра». На открытии Олимпиады все в равных условиях. А сразу после старта начинается сплошная несправедливость: кто-то вырвался вперед, а кто-то отстал, кто сильнее, а кто-то слабее. И в результате медали достанутся лишь некоторым избранным, а подавляющее большинство участников отправится восвояси несолоно хлебавши. Вот почему всегда непреходящее значение имеет не только то, как игроки играют, но и то, как судьи судят. И жизнь показывает: воздаяние каждому по заслугам получается отнюдь не всякий раз…
Exit mobile version