Олимпиада-1938

В дни зимних Игр в Сочи стало традицией подсчитывать число женщин с таким именем
В Магнитогорске они тоже есть, все – люди старшего возраста. Своих новорожденных, к сожалению, родители называют нынче по-иному. Зато у семидесятипятилетней Олимпиады Михайловны Черевичной имя – самое звучащее
в эти дни. 
Говорят, имя накладывает отпечаток на человека: чем оно реже и необычнее, тем сложнее у его носителя судьба. Имя Олимпиада не исключение, даже с днем ангела не повезло – приходится на 29 февраля, а значит, 
и отмечается лишь раз в четыре года.
Олимпиадой (если родится девочка) попросил назвать первенца отец, когда уходил воевать с японцами сначала на озере Хасан, потом на Халхин-Голе. Современное поколение уж и не помнит тех боев, их затмила Великая Отечественная война. Олимпиада, Липа, как ее называли родные, стала первым, но далеко не единственным ребенком в семье первостроителей Магнитки. И главной защитницей для своих пятерых братьев и сестер, потому что характер ей достался боевой. Чужие мальчишки боялись ее как огня – спуску никому не давала. Видно, сказывалась слава древних олимпиоников, сокрытая в имени.
О спорте тогда никто и не думал. До того ли было – война, а потом послевоенная разруха. Семья ютилась в бараке, все в одной комнатушке, где стена с оконцем, выходящим на улицу, каждую зиму так промерзала, что покрывалась снежно-ледяной шубой. 
Липа обожала воду. Лет с шести, как только на реке сойдет лед, а то и отдельные льдины еще плавают, бежала на Урал купаться. Следом младшие брат с сестрой тащили огромный отцовский тулуп. Это было сигналом для соседской детворы:
– Липка купаться пошла! – и всей гурьбой устремлялись на берег наблюдать за зрелищем. В ледяную воду никто, кроме Олимпиады, не решался зайти. 
Купальный сезон продолжался до поздней осени. За годы «моржевания» девочка ни разу не простудилась. Эта самая настоящая олимпийская закалка столько раз потом выручала ее в жизни. 
Закончить школу Олимпиаде не дали: после восьмого класса пятнадцатилетней девчонке отец сказал: «Поучилась – и хватит, пора идти работать, помогать семье». Кто ж ее, несовершеннолетнюю, примет на работу? Помогала то тут, то там, закончила курсы счетоводов, а в шестнадцать лет соседка пристроила ее в «контору», где считали зарплату грузчикам. Мечты об образовании девушка не оставляла. Работала и параллельно училась в вечерней школе.
Олимпиада, как и ее имя, всегда была нестандартной, не такой, как все, за это ей часто доставалось от родителей, но переделывать себя не собиралась. Сама яркая, она любила броскую модную одежду. Однажды Липе попал в руки дефицитнейший по тем временам журнал мод. Несколько нарядов с собственной доработкой моделей сшила как смогла. Особенно ей нравилось белое платье в вертикальную красную полоску – как карандаш. В обтяжечку.  Мама, известная на всю округу портниха, была в ужасе: как можно было испортить такую ткань! А начальник на работе все интересовался:
– Липа, как ты в этом платье умудряешься в автобус забираться?
А потом сменила прическу. Девушки тогда поголовно носили косы, Олимпиада же свою, в кулак толщиной, безжалостно обрезала, сделала короткую стрижку с завивкой, как у актрисы, которую увидела в кино. Дворовые мальчишки дразнились:
– Стиляга! 
За свою нестандартность она однажды и пострадала. Как-то прогуливались вечером большой компанией, с братьями-сестрами и друзьями. И вдруг из общежития ремесленного училища, где жили деревенские ребята, выскочили парни:
– Стиляги идут! 
В Олимпиаде сразу разглядели главную и ножницами изрезали ее любимую широченную, расклешенную юбку, какие тогда носили только самые отважные. Досталось и брату – его роскошные от природы кудри тоже попали под ножницы.
Контору, где Олимпиада работала, вскоре закрыли, и девушка пошла учиться в торговую школу, просто потому, что там обещали двойную стипендию. Попала в специальную группу, где по программе техникума готовили работников прилавка для закрытого Челябинска-40 (теперь Озерск). Потому-то и стипендию платили вдвойне – от училища и от «сороковки», как тогда называли город, который не значился на картах. В сам Челябинск-40 после окончания учебы попала лишь половина выпускников группы – таким строгим был отбор. В числе счастливчиков оказалась и Олимпиада. 
В закрытом городе встретила свою судьбу, Юрия, который работал на заводе «Маяк». Родилась дочка. А потом по направлению Юрия отправили в Узбекистан, работать на новом производстве. С маленьким ребенком вслед за мужем поехала в незнакомую республику и Липа. На работу в торговлю ее брать не хотели – женщины за прилавком на Востоке были большой редкостью. Для Олимпиады устроили экзамен: пригласили завмагов крупнейших магазинов, мужчин, разумеется, чтобы поставить молодую «выскочку» на место. 
– Было страшно, – вспоминает Олимпиада Михайловна. – Но знания в специальной группе получила такие, что на любой вопрос отвечала, не задумываясь.
После «испытаний» ей предложили стать сразу заведующей магазином. Она отказалась, опыта не было, да и обычаи, нравы в республике были еще не знакомы. Мало ли что… Выбрала торговую точку рядом с домом, там и работала за прилавком. А когда вернулась в Магнитогорск, с торговлей решала распрощаться. «Не мое это», – говорит.
Выбрала швейное дело. Так до выхода на заслуженный отдых и работала. Получала грамоты, премии за хорошую работу, звание «Ударник коммунистического труда» ей присвоили…
 А со спортом как-то не сложилось. Один случай вспомнила:
– Пристали ко мне на работе: в комсомольских делах не участвуешь, так хоть в эстафете за коллектив выступи. Говорю комсоргу – вы что, мне уже сорок лет, найдите кого помоложе! Та не поверила. Велела паспорт принести, – смеется Олимпиада Михайловна.
Сегодня наша героиня живет заботами своих двух дочерей и внуков. На жизнь не жалуется: как сложилась – так сложилась. Радуется только, когда у внуков еще и  в спорте успехи проявляются. 
 
В ракурсе победы
С пьедестала – на фото.
Выставка в медиацентре для неаккредитованных журналистов в Сочи будет дополнена портретами российских спорт-сменов, завоевавших медали Олимпийских игр. В экспозиции уже появились фотографии фигуристов, завоевавших золотые медали в командном турнире, бронзового призера Олимпиады конькобежки Ольги Граф, серебряных призеров – саночника Альберта Демченко, биатлонистки Ольги Вилухиной, шорт-трекиста Виктора Ана, конькобежки Ольги Фаткулиной.
По ходу Игр выставка будет пополняться фотографиями других российских спорт-сменов-медалистов. «Мы хотим воспроизвести древнегреческую традицию и увековечить наших олимпийских чемпионов если не в мраморе, то средствами фотографической выставки. Поэтому выставочный отдел РИА Новости внимательно следит за всеми соревнованиями, выбирает лучшие портреты и реагирует оперативной печатью фотографий для выставки, которая, надеемся, будет расти каждый день», – отметила начальник отдела выставочных проектов объединенной дирекции фотоинформации Ксения Никольская.
Exit mobile version