Невыученный урок

Пятнадцатилетний Сергей, захвативший московскую школу, был призёром интернет-олимпиады «20 лет правового государства в России»
В минувший понедельник главной новостью дня стало известие о стрельбе в столичной школе. 
По данным информационных агентств, старшеклассник, вооруженный винтовкой и охотничьим ружьем, пришел в родную школу №263 в Отрадном. По всей видимости, парень готовился к своей акции: он был одет в длинную женскую шубу, под которой скрывал оружие. Угрожая охраннику расправой, подросток заставил мужчину пройти вместе с ним в кабинет биологии, где шел урок у десятого класса. Охранник оказался не из робкого десятка и успел нажать «тревожную кнопку». Таким образом, правоохранители были оповещены, что в школе творится неладное.
Прибывшие сотрудники полиции застали момент расправы над учителем географии, после чего десятиклассник убил полицейского, а еще одного ранил. В ситуацию вмешался отец юного стрелка, который сумел успокоить сына, убедил освободить одноклассников-заложников и сдаться сотрудникам правоохранительных органов.
Уже после трагедии одноклассники и педагоги характеризовали задержанного Сергея как неплохого парня, отлично успевающего ученика. Некоторые в числе причин, побудивших подростка взяться за оружие, называли то, что парень «шел на золотую медаль». Единственным «препятствием» стал убитый им учитель географии и биологии, который выставленными им оценками портил Сергею аттестат.
Захват заложников и убийства в московской школе получили широкий резонанс, многие поспешили назвать причиной введение Единого государственного экзамена, ужесточение общеобразовательных норм, нестыковки в реформе народного образования, отсутствие у подрастающего поколения национальной идеи, патриотических чувств.
Прокомментировал ситуацию и президент РФ Владимир Путин, который совершенно неожиданно связал стрельбу и захват заложников в московской школе не с отсутствием комплексных мер по обеспечению безопасности предоставления знаний, а с тем, что у подростков нет художественного вкуса, и детей в школах не учат понимать искусство.
«Надо воспитывать новое поколение зрителей с хорошим художественным вкусом, умеющих понимать и ценить театральное, драматическое, музыкальное искусство. И если бы у нас делалось это должным образом, то, может быть, и трагедии, подобной сегодняшней московской, не было бы», – сказал Путин на открытии заседания президиума президентского совета по культуре и искусству.
По мнению президента, содержание и уровень представлений, которые показывают в детских театрах, «оставляют желать лучшего», и это нужно менять. В частности, театральные постановки должны знакомить школьников с русской и мировой культурой, «учить думать, сопереживать и верить в силу добра». При этом, заметил президент, необходимо ставить спектакли и по произведениям современных российских авторов.
Конечно же, никто не отменял потребность в духовном воспитании молодежи, но немаловажен и фактор обеспечения безопасности, то, какой уровень профессионализма имеют сотрудники охранных предприятий, которые дежурят в образовательных учреждениях. Кто они, эти люди, которым мы доверяем жизни наших детей? Этот вопрос мы переадресовали представителю одной из городских охранных структур, заместителю директора по реагированию «Дельта система безопасности» Анатолию Быченко.
– Правовую оценку действиям сотрудника охранной структуры, что несла службу в московской школе, конечно, дадут правоохранительные органы. Я могу, разбирая причины трагедии, говорить только о своем предприятии и о своих сотрудниках. Что касается охраны объектов с массовым пребыванием людей, к которым относятся и общеобразовательные школы, то сотрудники нашего предприятия, которые несут там службу, инструктированы на выполнение определенных задач по охране и осуществлению безопасности пребывания в учебном заведении персонала школы и учеников. Охранники нацелены на выполнение функций по защите жизни, проходят регулярные инструктажи, где получают навыки того, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, где существует угроза жизни людей. Профессионал в таких ситуациях ни в коем случае не должен провоцировать злоумышленника. Главная его задача – тянуть время, всеми способами пытаться отсрочить критический момент, пытаться говорить с преступником, даже, возможно, и заговорить его. Еще немаловажный фактор – попытаться увести злоумышленника в место, где нет скопления людей, – считает Анатолий Быченко.
И главный принцип сотрудника охранной структуры, которым он должен руководствоваться, таков же, как у врачей – не навреди. «Тревожная кнопка» у охранника располагается в непосредственной близости, в кармане – он оповещает группу немедленного реагирования нажатием на устройство, затем его задача – находиться в контакте с преступником и ждать профессиональной помощи коллег.
Если с действиями сотрудников охранных структур нам удалось разобраться, то логично возникает вопрос по поводу процедуры хранения в жилье огнестрельного оружия. Ведь известно, что московский подросток пришел в свою школу, вооруженный отцовскими винтовкой и охотничьим ружьем. Это означает, что оружие было в опасной доступности, и к его хранению не предъявлялись положенные меры.
В Магнитогорске с особым вниманием относятся к соблюдению правил хранения огнестрельного оружия частными лицами. В случае несоблюдения таких требований лицензии можно лишиться после единственного визита полицейского. Так, по данным пресс-службы Управления внутренних дел по Магнитогорску, на сегодняшний день на учете в городе состоят около семи тысяч владельцев оружия, на хранении у которых находится более одиннадцати тысяч единиц оружия. В прошлом году участковыми уполномоченными полиции и сотрудниками лицензионно-разрешительного отдела было проведено семь тысяч проверок, в ходе которых полицейские осматривали шкафы, в которых хранятся охотничьи гладкоствольные ружья, газовое оружие.
По результатам проверок к административной ответственности за нарушения условий хранения было привлечено 106 владельцев оружия, за нарушения сроков регистрации, перерегистрации оружия – 411 человек. Изъято 950 единиц огнестрельного оружия, добровольно сдано 568 «стволов» (за аналогичный период прошлого года – 473).
Стоит также отметить, что всем владельцам при изъятии оружия по причине административных правонарушений выносятся предписания об устранении выявленных нареканий. За невыполнение вынесенных предписаний в 2013 году сотрудниками УМВД составлено девять административных протоколов. Все протоколы впоследствии были рассмотрены судебными органами, ими же были вынесены решения по аннулированию разрешений на хранение и ношение оружия.
Причины трагедии в школе предстоит выяснять сотрудникам силовых структур, психологам, но уже сегодня некоторые специалисты говорят о том, что произошедшего можно было избежать, если бы сотрудники образовательного учреждения и родители знали об эмоциональном состоянии устроившего стрельбу подростка. Так, известный психиатр-криминалист Михаил Виноградов предполагает, что у десятиклассника Сергея Г. возник так называемый «накопительный эффект», причиной которому стали насмешки других учеников и конфликт с погибшим учителем географии.
«Он (Сергей. – Прим. ред.) готовился отомстить за самого себя и убил главного своего обидчика, а потом в состоянии аффекта стрелял в случайных людей, которые попадались у него на пути. Это ответная реакция на унижение. Он был доведен до отчаяния, и это было единственное, на что он в силу ситуации и склада характера мог пойти», – сказал Виноградов и подчеркнул, что сейчас в российских школах возникает «очень нездоровая ситуация».
В заключение отметим, что возбуждено дело по статьям УК РФ «убийство», «покушение на жизнь сотрудника правоохранительных органов» и «захват заложников». Поскольку фигурант дела – несовершеннолетний, ему грозит в качестве наказания не более десяти лет колонии.
Exit mobile version