«Гневник» как тренинг

Корреспондент «Магнитогорского рабочего» побывала на занятиях «маститого» психолога

Психология за последнее десятилетие стала одной из востребованных наук: в вузах 
на данную специальность – конкурс, во многих образовательных учреждениях психолог – штатная единица, развивается и частная практика.
Всё может магия?
В нашей стране особо не принято выбираться из сложной жизненной ситу-ации при помощи специалиста-психолога. У нас на эти случаи есть другие методы борьбы с хандрой… Но ведь меняется мир, мы развиваемся, и хочется иногда цивилизованных подходов к решению тех же личных проблем. Это и подвигает нас идти к психологу, отзываться на приглашения посетить занятия опытного мастера в этой сфере. Тем более если рекомендует человек, которому вы безгранично доверяете, который сам уже побывал на курсах, получил там интересную и полезную информацию. Именно так, по «рекламе» знакомой, я и попала на занятие клуба, на котором обещали провести тренинг по теме, которая увлечет любую женщину – умение находить общий язык со своей второй половинкой, жить в гармонии с мужчиной, избегать семейных конфликтов и т. д. и т. п.
Для посещения занятий был обозначен целый перечень предметов, которые необходимо принести: черный и красный маркер, простой карандаш, тонкую тетрадь, рулон туалетной бумаги, коврик… Запасшись всем необходимым, к обозначенному времени я пришла в организацию, где психолог арендовала небольшой зал. Хочу отметить, что стоимость мероприятия (всего 100 рублей) стала решающим фактором для согласия участвовать в «заседании» – сумма взималась исключительно для оплаты аренды, а сам специалист работал бесплатно. Это же клуб… А те, кто захочет посетить более расширенный курс мастера, уже будут иметь дело с совершенно другими тарифами. Так что для психолога (так я думала поначалу) это всего лишь продуманный рекламный ход.
Мудрых преподавателей слушали мы внимательно
В первой части занятия специалист предложила научиться бороться с таким проявлением негативного воздействия на себя и окружающих, как гнев. То, о чем говорилось – о разрушительной силе этой эмоции и о том, как она портит наше здоровье, я уже была наслышана. Тем более что женщина ссылалась на учение Валерия Синельникова, книги которого я читала и имела представление о его теории, в том числе, что каждый орган человеческого тела страдает от конкретных наших поступков, проявлений и тому подобного.
Что ж, подумала, не все же знакомы с этим автором многих психологических бестселлеров… Другим интересно – слушают с большим вниманием. Потом в ход пошли заготовленные заранее предметы. Черный маркер нужен был для того, чтобы на тетрадке написать крупными буквами «Гневник», – сюда нужно было вписывать имена людей, на которых вы обижены, злы, и слова, которые вы хотели бы им сказать – все гадости, грубости – все, что думаете, не стесняясь. Потом это красным маркером зачеркивается, ставится резолюция «аннулировано», число и подпись. Вот так вроде бы вы расправляетесь с гневом, который в вас кипит на конкретного человека. Потом можно процедуру продолжать и с другими… Как призналась ведущая курсов, она лично исписала не одну толстую тетрадь…
Честно скажу: именно на этом этапе у меня начало зарождаться сомнение по поводу компетенции психолога и вообще того, что здесь происходит. Тем более что, входя в раж, она стала вести себя более вольно, использовать матерные слова («Да, я иногда матерюсь, бываю жесткой –
это мой стиль работы»), причем применять их не всегда абстрактно, но и переходя на личности присутствующих. Одной из таких «обложенных» оказалась и я – поскольку начала неадекватно, на взгляд ведущей, реагировать на происходящее. А как можно было еще реагировать на то, что было дальше – после пятиминутного перерыва собравшееся общество погрузилось в «практику». Цель ее трудно обозначить одним тематическим направлением, так как в итоге должны были наступить полные кайф и гармония. Сначала нам было предложено, закрыв глаза, вытрясти из себя все камни, иголки, соринки – поочередно, из каждого органа тела. Трястись надо было стоя, продолжалось это около получаса. Желание послать все происходящее подальше и уйти было огромным, но я решила, что выдержу этот позор до конца. Спина и ноги болели, а меня раздирал смех, которым я заразила еще парочку «соседок по счастью».
Всё, что ни задавали мне, делал я кое-как
Следующим этапом освобождения от проблем была ходьба… по пустыне. Нашей целью был свет нашей души – до него мы должны были дойти непременно. Тихий смех начал переходить в смех откровенный, за что мне и досталось дважды от психолога:
– Ты глухая, ты так и будешь барахтаться в своих проблемах! И ни у тебя, ни у твоих детей ничего путевого в жизни не будет, раз ты так к себе относишься…
Тут, прямо скажем, возникло желание ответить так, как того требовала ситуация. Но поскольку на тот момент я уже поняла, что окунуться стопроцентно в происходящее мне мешает моя испорченность здравым смыслом и интеллектом, решила снова промолчать.
Дальше – больше… Дойдя до какого-то обозначенного сознанием психолога рубежа, мы все остановились. На тот момент блаженство уже должно было проникнуть в наше естество, а потому всем было предложено дружно вдыхать с радостью и выдыхать с удовольствием «О-о-о! А-а-а!». Я не выдержала: пошла в отказку. И стала наблюдать за другими: треть женщин ехидно хихикала, как и я, треть – смиренно выполняла задание, 
но без особого энтузиазма, еще одна часть – самозабвенно окала и акала.
На последнем этапе было предложено лечь на коврик, расслабиться, пустить в свою душу свет и увидеть Учителя… И тут я услышала, как тихо всхлипывает рядом женщина. Пожалуй, именно тогда я поняла, насколько серьезными для кого-то из присутствующих могут стать последствия этих «курсов совершенства».
Хочется добавить, что начавшееся в половине восьмого действо завершилось в половине двенадцатого. Попытки призвать лектора к благоразумию – мол, родные уже потеряли – не увенчались успехом: железный довод «неужели вы не можете уделить для себя время?» многих обескураживал. Ведущая же явно упивалась собственным величием и возможностью управлять собравшимися. Увы, но с десяток присутствовавших записались к ней на расширенный курс стоимостью три тысячи рублей.
Я не хотела б вновь встретиться с той…
– Рынок психологических услуг у нас не сформирован, – говорила мне позднее декан факультета психологии МаГУ Елена Петрова. – Это на Западе люди стремятся получить квалифицированную помощь психолога или психотерапевта. У нас это развивается стихийно, и к психологам примешиваются маги, целители… Страшно подумать: по официальным данным, в нашей стране зарегистрировано «волшебников» четыреста тысяч. Государство не контролирует эти вещи. Начать же подобную частную практику легко – достаточно зарегистрироваться как ЧП.
– Внушаемых людей у нас полно, – продолжала Елена Дмитриевна. – По сути, управлять ими, спекулировать на проблемах людей не сложно, если знать некоторые тонкости: соответствующая музыка, ритмичные действия. И то, что происходит это много часов – продумано: ограничение по режиму, питанию также входит в часть программы зомбирования. Отличить психологический тренинг от секты не трудно: хороший специалист не решает в одночасье множества вопросов, не ведет к счастью, а помогает поэтапно справиться с одной жизненной трудностью, прежде чем берется за другую. Подобные мероприятия – большая проблема, и нужно защищать психическое здоровье людей. Мы уже неоднократно поднимали вопрос о создании общественного совета, который бы занимался этими вопросами в городе. Остается добавить, что руководителю организации, которая предоставила кров для этого психолога, стоит задуматься над тем, стоит ли продолжать такое сотрудничество… Плохо это может закончиться.
А вообще-то, если уж что-то в жизни не так, порой лучше прибегнуть к старым добрым методам – поплакаться подруге в жилетку, чем обращаться к таким сомнительного рода специалистам.
Коллаж Екатерины КОНЬКОВОЙ
Exit mobile version