Новый закон об образовании изменил подход к продлёнке
С 1 января в школах пребывание младшеклассников в группе продленного дня стало платным.
Мы решили выяснить, как это выглядит на деле в магнитогорских образовательных учреждениях.
С текущего учебного года все школы живут по новым правилам, которые диктует им вступивший в силу «Закон об образовании». Если рассматривать детально каждый пункт этого закона и те требования, которые он предписывает выполнять образовательным учреждениям, можно с ходу ставить памятник каждому руководителю школы, детского сада или учреждения дополнительного образования. Поскольку жизнь в новых условиях больше походит
на выживание: умудриться выполнить все, что диктует закон, и при этом ни в чем его не нарушить, угодить власти, коллективу и родителям одновременно – задача практически невыполнимая.
Одна из статей, которая активно обсуждается в последнее время, – это плата за пребывание ребенка в группе продленного дня. Поскольку услугой этой пользуются родители школьников 1-4 классов, то, в первую очередь, она востребована из-за того, что зачастую малыша не с кем оставить дома после уроков. Именно на это, вероятно, и ссылались законодатели, когда целевому назначению группы продленного дня дали формулировку «присмотр и уход». Выведя продленку за рамки образовательной деятельности, ее сделали платной. Ничего удивительного, что у родителей это вызвало как минимум непонимание и даже негодование: у нас и так все новое идет со скрипом, а тут еще такое…
– Десятки лет продленка была бесплатной, – поделилась своим мнением мама второклассника Ирина Куварзина, – и родители всегда знали, что их дочь или сын будут при деле: что педагог и уроки поможет сделать, и в кружок отведет, и на прогулку дети сходят – в подвижные игры поиграют, свежим воздухом подышат…
А теперь что? За все это нужно платить дополнительно? О чем наше правительство думает? Получается, что так, тихим сапом, мы и придем к полностью платной школе, образованию… Не зря один из аналитиков сказал, что сегодня мы отказываемся финансировать часть образовательного пространства, а завтра будем финансировать тюрьмы…
Конечно, это больше эмоции. Но вопросов у родителей остается немало. В конце ноября на пресс-конференции в администрации города начальник управления образования Александр Хохлов постарался подробно объяснить, как будет выглядеть пребывание ребенка в группе продленного дня. Рассказал, что, несмотря на разные подходы к организации второй половины дня в каждой школе, о нереальных суммах, которые придется платить родителям, никто не говорит. «Мы гарантируем, что они не будут взяты с потолка и не будут установлены единолично руководителем школы (он не имеет на это права): их рассчитают в бухгалтерии, утвердят в управлении экономики администрации города, на совете школы. Зависеть плата будет от времени, отведенного на внеурочную деятельность в конкретный день», – сказал тогда Александр Викторович.
В школах города, куда мы обратились за разъяснением, от подробного комментария, честно признаемся, отказались. «Сложно идет, приходится беседовать с родителями, многие просто отказались ходить в продленку, забирают детей сразу после уроков», – вот все комментарии, которых мы добились. А потому за подробным разъяснением пошли в управление образования.
– Каждая школа устанавливает свой тариф на услугу «присмотр и уход в группе продленного дня», – рассказала заместитель начальника управления Татьяна Полунина. – Но руководителям рекомендовано использовать единую систему расчета. Рекомендация основывается на двух показателях: наполнение детей в группе (до 25
и до 15 человек) и количество часов пребывания в группе (до трех часов и до шести). Исходя из этого средняя стоимость одного часа в группе до 15 человек – 9,3 рубля, до 25 человек – 6,2 рубля. В денежном выражении это выглядит так: в среднем родитель платит за продленку от 400 до 1200 рублей в месяц – в зависимости от режима пребывания ребенка в ГПД.
Этот режим может быть разный и зависит от востребованности родителей и самого ребенка. Если мама с папой хотят, чтобы их ребенок в час дня был уже дома, поскольку, к примеру, есть бабушка или мама не работает, то малыш просто после уроков, получив необходимый перечень учебных предметов, идет домой и не посещает группу продленного дня. Кстати, такой вариант применим, если ребенок задействован в секции или кружке вне стен школы.
Второй вариант: родители хотят, чтобы их чадо получало определенный спектр дополнительных занятий в школе. Тогда под присмотром классного руководителя после уроков он, например, с 12 часов минут 40 кушает и отдыхает, – этот небольшой перерыв не считается «присмотром и уходом» и не является платным (по рекомендации управления образования, но опять же – на усмотрение администрации города). А потом ребенок идет в кружок, секцию, на факультатив – то, что в рамках новых федеральных стандартов называется внеурочной деятельностью. Ее на каждый класс, согласно закону, отводится 10 часов, – приблизительно два кружка в день. То есть примерно до 15 часов школа обязана обеспечить бесплатное пребывание ребенка на занятиях – и не просто пребывание, а обеспечивающее развитие его спортивных, творческих, художественных навыков, в том числе навыков проектной деятельности. А вот после этого наступает время действия пункта 7 статьи 65 «Закона об образовании» – «присмотр и уход», который должен обеспечивать нанятый по договору воспитатель. Который может и погулять с детьми, и поиграть, и, если таково желание родителей, – дополнительно позаниматься, сделать домашнее задание…
Откуда же, возникает у некоторых горожан вопрос, берется максимальное количество часов в группе продленного дня –шесть? Не до девяти же вечера дети находятся в школе. Конечно, нет. Но если мама с папой хотят, чтобы ребенок до конца рабочего дня был под присмотром педагогов, но
при этом отказываются от кружков и секций в школе (внеурочная деятельность – дело добровольное, и заставить в ней участвовать принудительно не имеют права) – вот и набегает максимум в группе продленки.
В настоящее время, по данным управления образования администрации города, в 24-х школах города родители подтвердили свое желание получить эту услугу – присмотр и уход в группе продленного дня. Конечно, кому-то нужно еще «дозреть», чтобы принять решение – посещать или нет, платить иль не платить. Но стоит также отметить, что группа продленного дня стопроцентно у всех школьников младших классов никогда не была востребована – в нее ходила приблизительно одна шестая часть учеников 1-4 классов.
У проблемы посещения продленки на платной основе есть еще одна сторона: трудности коснутся ребят из малообеспеченных семей, для родителей которых и обозначенная небольшая сумма – ощутима для семейного бюджета.
– Мы подготовили предложения для депутатов Магнитогорского собрания по вопросу предоставления льгот для этой категории, – пояснила заместитель начальника управления образования, – и если наши законодатели примут решение, то пребывание детей из малоимущих семей в группах продленного дня станет более доступным.