Над блистательной опереттой, одним из популярнейших произведений классики, работала не менее блистательная команда – постановщики из Москвы, Санкт-Петербурга и Магнитогорска и артисты, музыканты и сотрудники цехов магнитогорской оперы. Корреспондент сайта “МР-инфо” побывала на премьере.
Благодаря совместным усилиям на сцене родился праздник, который запомнится зрителям множеством ярких работ – музыкальных, вокальных, актерских – а также искрометными шутками, комическими эпизодами, пикантными интригами, которые «не отпускают» внимание до конца, ощущением полноты и радости жизни и, конечно же, бессмертными мелодиями короля венского вальса.
А ведь путь нового спектакля к зрителю был непростым, начало работы над постановкой совпало с первой волной пандемии. Репетиции режиссера московской «Геликон-оперы» нашего земляка Ильи ИЛЬИНА с магнитогорской труппой стартовали в режиме онлайн и проходили в нем на протяжении нескольких месяцев.
Когда строгие ограничения были сняты, процесс был продолжен в очной форме. В то время как Илья Анатольевич проводил два репетиционных периода на магнитогорской сцене, над оформлением спектакля и костюмами работали питерские художники Мария МЕДВЕДЕВА и Ника ВЕЛЕГЖАНИНОВА, которые выдержали постановку в довольно строгой цветовой гамме, при этом не поскупившись на роскошный блеск в сцене бала.
– Лаконизм и монохромность первого действия – это сознательное решение, мы с художниками обсуждали это в начале работы, – поясняет Илья Ильин. – Это как раз история об отсутствии любви. Генрих и Розалинда – люди не бедные, но живут «как должно быть», чтобы все было «как у людей»: белый диван, модная люстра, именно такой халат… Это история о том, что люди в свой дом приходят не радоваться, а просто переночевать. Тем интереснее второй акт – в нем больше цветов, блеска. Действие происходит на балу у русского князя.
Во втором акте интерьеры дворца и туалеты светских дам «заиграли» и благодаря работе художника по свету Дениса ЕНЮКОВА, известного не только по спектаклям «Геликона», но и благодаря его сотрудничеству с театрами Италии, Японии, Венгрии, Франции, совместной работе с Юрием БАШМЕТОМ и другими известными артистами.
В тесном содружестве со столичными постановщиками над «Летучей мышью» работали главный дирижер магнитогорской оперы Эдуард НАМ, главный хормейстер Татьяна ПОЖИДАЕВА, главный балетмейстер Геннадий БАХТЕРЕВ. Вклад в спектакль каждого из них трудно переоценить, ведь именно от их работы зависело и то, насколько слаженно будет звучать музыкальный спектакль, и его важнейшая составляющая – танцы. Танцами насыщена вся оперетта, не говоря уж о втором акте, события которого происходят на балу у князя Орловского.
Сцены бала дали великолепную возможность сотворить на сцене атмосферу праздника, которой так не хватает нам сегодня. И праздник, выплеснувшись за пределы княжеского дворца, овладевает городом. Благодаря ему преображается даже тюрьма, куда сюжет приводит героев после бала. Вот уж воистину повод для раздумий: где на самом деле тюрьма – там, где главная героиня Розалинда в хеппи-энде вновь обрела любовь и семейное счастье или в ее роскошном доме, где она долгие годы томилась в мучительном ожидании супруга, считавшего ее уже не интересной «прочитанной книгой»… Создать праздничную атмосферу было важной целью для режиссера «Летучей мыши» Ильи Ильина.
– В целом спектакль получился удачным. Второй акт очень красив благодаря декорациям, костюмам. В первом акте больше гэгов, шуток, он вышел очень смешным. Когда актеры понимают, как играть шутку, как она работает, возникает это ощущение радости и веселья – то, чего хотелось добиться в «Летучей мыши». Мы ведь сейчас даже человеческих улыбок не видим, потому что носим защитные маски, напряженность витает в воздухе. Мне кажется, что придя на «Летучую мышь», люди смогут улыбнуться, повеселиться, это сейчас очень важно. Не было задачи вложить в спектакль какие-то серьезные глубинные смыслы, хотя в «Летучей мыши» они есть. Самое главное, и это не я придумал, и даже не «Битлз»: все, что есть вокруг нас, – это любовь. Просто ее нужно вовремя заметить. Второе название нашего спектакля – «Возвращение любви», он о том, что даже у людей, которые прожили вместе долгую совместную жизнь, в какой-то момент есть шанс понять, что ближе и дороже человека, который рядом, никого нет. И тогда чувства возвращаются. Очень хотелось бы, чтобы кто-то из зрителей узнал в спектакле ситуацию из своей жизни.
Несмотря на сложности постановочного периода, артистам, музыкантам и постановочной группе хватило времени даже «накатать» спектакль со всеми четырьмя составами солистов. И режиссер впечатлен совместной работой:
– У вас шикарная труппа, у солистов очень хорошие голоса, замечательный хор из молодых, актерски подкованных артистов, которые очень слаженно поют – в этом большая заслуга главного хормейстера театра Татьяны Пожидаевой. Здесь великолепный оркестр. Мы отлично сработались с дирижером Эдуардом Намом, достигли полного взаимопонимания, быстро осознали, что делаем одно общее дело. Считаю, огромное завоевание русского музыкального театра – это труппы, которые вместе растут, воспитываются, работают в одном ключе, понимают друг друга с полуслова. Это дорогого стоит, и в магнитогорском театре это, слава богу, есть. Мне приходится много работать за рубежом, и там таких театров единицы. В основном же там спектакль собирается как «проект» – это слово я очень не люблю в театре. Во многих театрах Европы труппа – это, в лучшем случае, оркестр и хор, а солисты, которые знают партию и пели ее в других спектаклях, приезжают только на «проекты».
Илья Ильин отмечает, что видит в новом спектакле моменты, которые хотел бы изменить, сделать интереснее. Но это и есть показатель того, что постановка состоялась:
– Это такая режиссерская фишка: если ты спокоен, значит, что-то не получилось. Вот когда ты неспокоен, нервничаешь, хочешь что-то поменять, – тогда все правильно.
Бесспорно одно: несмотря на то, что оперетта «Летучая мышь» скоро отметит полуторавековой юбилей, на магнитогорской сцене родился, безусловно, современный спектакль, интересный и «созвучный» современному зрителю, обладающий своей особой атмосферой. В старую добрую классику вдохнули новую жизнь, и она, заиграв новыми красками, стала еще прелестнее.