Вижу город, которого нет…

Документальный фильм «Город М» прозвучал светлым реквиемом по большой эпохе
Во вторник телеканал «Культура» представил на суд широкой аудитории документальный фильм «Город М» об истории Магнитогорска, снятый на студии «Леннаучфильм» при поддержке Министерства культуры РФ.
Лента, которую автор сценария, режиссер и оператор, наш земляк Игорь Морозов посвятил всем магнитогорцам, стала для нас долгожданным подарком. Как говорится в аннотации к фильму, автор повествует о родном городе «сквозь призму» трогательных детских впечатлений, а потому рассказ этот греет сердце каждого, кто родился и вырос в Магнитогорске, кто любит его и знает о перипетиях его истории, явившейся ярким примером не совсем сказочного воплощения сказочной социалистической мечты. Поэтому «Город М» Игорь расшифровывает как «Город Мечты»…
Исповедальный тон, с которым он озвучивает за кадром лирические страницы своего детства, контрастирует с жесткой манерой подачи текста актера Андрея Смирнова, который предъявляет зрителю сухой исторический факт. В кадре появляется и масса других рассказчиков – научные сотрудники Магнитогорского краеведческого музея, старожилы города, которые делятся сокровенными воспоминаниями –
самыми бесценными с точки зрения живой, очеловеченной истории. Это вполне узнаваемый стиль документалиста Игоря Морозова, знакомого нам по фильму «Призрак Европы» (2007 г.). А за кадром «Города М» остались еще многочисленные помощники и консультанты, которым автор выражает благодарность в финальных титрах фильма, упомянута в этом списке и редакция «Магнитогорского рабочего».
Премьера фильма состоялась еще в конце 2012 года на XVIII Международном фестивале фильмов о правах человека «Сталкер», где «Город М» был удостоен главного приза как лучший документальный фильм и приза имени Анатолия Приставкина 
от правозащитных организаций за отображение истории страны через историю города. Лента демонстрировалась в феврале 2013 года в Центральном Доме журналиста в Москве, где прошла творческая встреча 
с ее автором.
Особая тема в фильме, которая оказалась созвучной кинофестивалю «Сталкер» –
участие в строительстве города заключенных и спецпереселенцев, которые в тяжелейших условиях и порой даже ценой собственных жизней приближали «светлое будущее». А ведь некоторые из них даже не знали, куда их везут, считали, что будут жить в «поселке специалистов», а попадали в палатки и бараки… Из сорока тысяч жителей одного из поселков спецпереселенцев за суровую зиму 1932-33 года замерзли одиннадцать тысяч. В Спецпоселке той зимой родилось 200 младенцев, а умерло около 5 тысяч детей. Трупы лежали прямо 
на улицах…
В фильме режиссер использовал уникальные кадры старой кинохроники, которые чередовал с картинами современной жизни города, создав иллюзию, словно 
в день сегодняшний «прорастает» прошлое –
то, что происходило когда-то давно на улицах, по которым мы с вами ходим каждый день. И нам сегодняшним порой трудно осознать, что в той давно прошедшей обыденной повседневности вершилось что-то по-настоящему великое…
Главная мысль автора в том, что советский период истории нашей страны нашел свое характерное отражение в магнитогорской архитектуре, которая выглядит как «слепок с истории СССР, его противоречивый урбанистический памятник» (интерпретация Игоря Морозова). Памятник эпохи, в которую многие из нас родились и жили, и вспоминают ее то с горечью, то с теплом и ностальгией. А переход из одного ее исторического периода в другой можно совершить, например, просто перейдя через улицу Ленинградскую. Ведь северная ее сторона строилась во время господства сталинского стиля (социалистического неоклассицизма, сталинского барокко или ампира – называют его по-разному), а южная –
уже после поругания пышных излишеств сталинской архитектуры, в момент победы технологизма, пришедшего на смену в годы правления Хрущева.
Автор рассказывает об открытии памятника палатке первостроителей и говорит 
о том, что памятник следовало бы поставить еще и бараку, ведь именно в жилищах такого типа ютилось долгие годы большинство населения города. Кстати, несмотря 
на то, что официально зафиксировано, будто бы последний магнитогорский барак был снесен в 1982 году, Игорь Морозов показывает «дома гостиничного типа» далеко не парадного вида – так именуют сегодня дома барачной планировки постройки 1946 года. В них по сей день живут люди, и считается, что у них «благоустроенные» квартиры с общим коридором 
и одной ванной на тридцать семей.
Совсем иначе, чем жители барачных поселков, жила когда-то привилегированная публика поселка Березки. Ошеломительным для многих современников стало откровение о том, что памятное многим здание клуба горняков первоначально строилось как «резиденция» директора комбината Авраамия Завенягина, где останавливались важные гости из-за рубежа. Клуб горняков, представлявший архитектурное направление – конструктивизм, 
в последние десятилетия стоял в руинах 
и был снесен в 2013 году…
В первом магнитогорском капитальном квартале соцгорода (он проектировался под руководством знаменитого немецкого функционалиста Эрнста Мая) нашла воплощение идея обобществления быта, там строились дома-коммуны с общими кухнями. «Обобществлять» тогда пытались даже детей, чтобы строители коммунизма не отвлекались на их воспитание, а дети приобщались к идеалам коллективизма.
«Идея социалистического города умерла в 1991 году, а первый квартал Соцгорода превратился в социальный квартал», – говорит автор, комментируя живописные кадры хроники жизни города двадцать первого века – портреты магнитогорцев, напоминающих персонажей пьесы «На дне», мальчишки, позвякивающего на ходу пустыми бутылками, развешанными на поясе…
Рассказывает фильм и о «несбывшейся» истории: например, о неоконченном эскизе памятника скульптора Веры Мухиной, посвященном строителям и рабочим Магнитки, почти все прототипы героев которого были арестованы в годы жестоких репрессий… И это лишь небольшая часть всех приоткрытых автором фильма тайн «Города М». Города-памятника, красноречивого свидетеля ушедшей эпохи.
Exit mobile version