Очевидно, особым везением в наступающем году будут отличаться люди с лошадиными фамилиями
Незабвенный Антон Павлович Чехов когда-то первым затронул в своем творчестве тему таких фамилий. Вот и мы накануне вступления в права года Лошади решили немного «порезвиться» на этом широком поле. Если помните, классик в своем рассказе назвал около полусотни таких антропонимов (так по-научному называются имена людей), а сколько их существует всего, никто подсчитать и не возьмется.
Потому что вопрос о степени «лошадиности» некоторых фамилий остается спорным.
Взять, к примеру, фамилию Конаржевский. Казалось бы, в ней ясно слышится конское ржание. Да не тут-то было! По наиболее вероятной версии фамилия восходит к польскому слову konar, которое в переводе на русский означает «толстая ветвь, сук». Возможно, что оно легло в основу прозвища Конаржа, которое предположительно содержало указание на особенности внешнего вида человека…
А вот вполне на первый взгляд «невинная» и довольно распространенная фамилия Филиппов – яркий пример из разряда лошадиных. Ведь конь по-древнегречески «гиппос», более поздний вариант произношения этого слова – «иппос». Имя Филипп, от которого произошла фамилия, переводится как «друг коня». А Ипполит, к примеру, – «распрягающий коня». Поэтому лошадиными можно назвать фамилию поэтессы Гиппиус, имя отца медицины Гиппократа и имена некоторых других древнегреческих мудрецов.
Открыв телефонный справочник Магнитогорска, вы насчитаете там не один десяток лошадиных фамилий, если отнести к таковым все имена собственные, производные от любых предметов и явлений, связанных с лошадьми. Ведь у Чехова в этот ряд попал даже Овсов…
Один из опытнейших знатоков Магнитогорска, координатор магнитогорского клуба «Что? Где? Когда?» Денис Коновальчик признает, что является носителем довольно необычной фамилии. Коновал в нашем сознании закрепился как олицетворение грубости, но к нему «приделали» уменьшительно-ласкательный суффикс, и в результате получился ласковый и добрый коновальчик. Вообще на Руси глагол «валять» имел значение «лечить», поэтому коновалом называли человека, который лечил лошадей. А еще одна версия происхождения слова связана с функцией ветеринара – охолащиванием самцов домашних животных, для чего необходимо было буквально повалить коня наземь. В стародавние времена лошадиные лекари пользовались большим уважением, и носить такое прозвище, связанное с родом занятий, было почетно.
– Фамилия приносила мне немало хлопот в жизни, – говорит Денис Коновальчик. – На доске зачисления в музыкальную школу вместо себя я увидел загадочного Ковальчика. Нередко также кликали меня и Коноваловым, и Ковальчуком. Не все знают, что фамилия моя склоняется, что постоянно приводит ко всевозможным юридическим казусам. Помимо моих родственников эту фамилию в нашем городе носят и незнакомые мне люди. Так, однофамилица выдавала мне в банке пластиковую карточку – чему удивились мы оба. Кстати, фамилия моя лошадиная еще и с точки зрения «кормовой базы». Если верить Владимиру Ивановичу Далю, то «коновальчик» – это луговой клевер, который очень любят лошадки. Так что если когда-нибудь задумаю рисовать фамильный герб, то трилистник клевера на нем обязательно будет.
О связанных с лошадиными фамилиями комических ситуациях поведали нам и другие магнитогорцы.
– Однажды я проходил медицинский осмотр, – вспоминает водитель Виктор Конюхов. – Нужно было отыскать мою фамилию в большом списке работников разных предприятий. И вот, заглянув в него, мы с сотрудницей поликлиники, не сговариваясь, покатились со смеху. Там сплошной чередой шли Конев, Конюхов и Копытов.
– Раньше в каждом цехе выпускалась стенгазета, где писали о производственных успехах и подвергали критике разгильдяев, пьяниц и лодырей, – рассказывает пенсионерка Валентина Макарова. – В нашем цехе был крайне недисциплинированный рабочий по фамилии Конь. И вот однажды вышла наша цеховая «молния», и там над одной из заметок стоял заголовок «Где еще конь не валялся?» В заметке говорилось об отставании отдельных участков в выполнении производственного плана. Но в тот момент, когда мы прочитали этот заголовок, мы почему-то все как один подумали, что критический материал посвящен нашему цеховому Коню, который в соответствующем состоянии валялся иногда где попало. Даже поверье тогда придумали: чтобы трудовому почину сопутствовал успех, надо, чтобы перед этим в цехе Конь повалялся.