Самовар на ёлке

Новогодние игрушки могут поведать историю страны
О своих елочных украшениях Татьяна Вдовина может рассказывать часами. Еще бы: в семье их собирают, хранят, украшают ими зеленые красавицы уже несколько десятилетий. И каждый год пополняют коллекцию новыми экспонатами.
В предновогодние дни в семье Вдовиных-Мирсаяповых одна из главных забот – приобрести самую красивую и непременно большую сосну. На ней должны поместиться все игрушки, которые хранятся в коробках, тщательно упакованные в мягкие салфетки. Правда, с каждым годом это становится сделать все сложнее – своей традиции ежегодно приобретать хотя бы три-четыре новых украшения здесь не изменяют.
Основная часть новогодней красоты ждет своего часа в большом деревянном ящике, сколоченном когда-то главой семьи Евгением Васильевичем. С ящика снимается шелковая тряпица, и начинается рассказ…
– Здесь есть раритетные образцы времен пятидесятых годов прошлого века, – говорит Татьяна Васильевна. – Вот этот кукленок – ляля, например… А вот эта сосулька покупалась, когда Вася родился, а сейчас ему уже 37 лет, этой виноградине – лет 40… Шары, завитки, шишки… Нам иногда кажется, что все елочные игрушки похожи друг на друга. Ан нет, они разные! И я больше люблю фигурные.
Первые игрушки, которые хозяйка помнит из своего детства, были просты, даже примитивны. Это звезды из оловянной фольги – станиоля, картонные рыбки, петушки, бабочки, дождик из тонкой медной проволоки.
– Стеклянных игрушек было очень мало – дорогие. Иное дело – фигурки из прессованной ваты, вот, к примеру, любимая балерина дочки Светы. Много таких игрушек делали в домашних условиях: на проволочный каркас плотно наматывали вату, а потом раскрашивали. Позже стали появляться игрушки из пенопласта, но они оказались непрочными, отламывались куски. Вообще фигурки были тематические, по-этому ребятишки с удовольствием выбирали те, что по душе, старались повесить на видное место.
Потом в моду вошли украшения из стекляруса, сборных бусин: длинные гирлянды, подвески, фонарики.
– Из этой серии моя любимая игрушка – люстра, – демонстрирует Татьяна Васильевна немного потемневшее от времени украшение. – А в шестидесятые годы в магазинах стали появляться украшения из тонкого стекла, с носиками – Буратино, пингвины, снежные бабы. В 1967 году мы с Евгением Васильевичем (тогда только год, как поженились) купили за три рубля – безумная цена по тем временам! – вот этот самовар: это была любимая игрушка мужа.
– Помню, на витринах магазинов на передний план выставлялись «демократичные» – дешевые, ходовые, а подороже были в центре, на почетном месте. Потом стали появляться фосфорные – они светились в темноте. Елочные игрушки всегда отражали важные события, что происходили в стране, поэтому «в арсенале» каждой семьи были космонавты, спутники, самолетики.
Татьяна Васильевна показывает один из многочисленных шаров: вроде ничего особенного, но он – ручной работы. А на другом ручная роспись: идущий с мешком подарков Дед Мороз – от времени шар потрескался, но его любовно проклеили скотчем и не выбрасывают, ему же цены нет. По такой же технологии выполнена и керосиновая лампа…
– В изготовление любой игрушки, даже самой простой, вкладывалась душа. Вот зайчик – перламутровый, ему лет сорок – он начал желтеть от времени. Морские коньки, прожекторы, перчинки, ежик, чебурашка – чего только здесь нет, – любовно перебирает семейное богатство Татьяна Вдовина. – А в 1970-е годы пошли, я называю их «совковые», игрушки тоже разнообразные – ягодки, попугайчики, снеговики, 
на прищепках… Но они отличались какой-то бездушностью – сказался, что ли, на них период застоя… И вообще тогда мало выпускалось елочных украшений. Но потихоньку производители стали исправляться – выпускали сказочных героев с выразительными глазками, чубчиками. Одно время пользовались спросом крупные шары, ими даже наряжали уличные елки. Востребованными долгие годы были и складные фонарики и гирлянды из резаной фольги, цветной бумаги.
За последние несколько лет в продаже появились очень интересные, разнообразные елочные украшения. В прошлом году Светлана купила игрушки – кусочки торта, а в этом – часы с кукушкой… Выразительные, красивые, но, как правило, достаточно дорогие. К традиционным Деду Морозу 
и Снегурочке, что прописываются под елкой каждый Новый год, стали прибавляться необычные – танцующая елка, снеговик, в этом году – забавно двигающаяся лошадка, символ наступающего года.
В углу, пока украшенная лишь гирляндой с огоньками, ждет своего звездного часа пахнущая морозом сосенка. И хотя она едва не достает до потолка, хозяйка дома сетует: маленькую выбрал глава семейства, не слишком пушистую – не хватит места для всех игрушек.
– Ничего, самым любимым место найдем, – говорит внучка Татьяна Васильевны Клава. И тут же признается, что у нее лично пока нет самой-самой, не выбрала еще. – Мне просто нравится вся эта красота, будто в доме поселяется волшебство…
Exit mobile version