Все мы немножко лошади

Идея увековечить в Магнитогорске образ коня-работяги не раз звучала со страниц нашей газеты

В преддверии наступления года Лошади по восточному календарю нам хотелось отдать дань уважения 
и благодарности гужевому помощнику, который буквально вывез на себе строительство гиганта индустрии – Магнитогорского металлургического комбината и нашего города.
Там, в степи глухой…
Первый магнитогорец Андрей Сулимов, организовавший обеспечение жильем и питанием магнитостроевцев, прибыл к горе Магнитной в феврале 1929 года на санях, запряженных лошадьми. С самого начала конь стал верным помощником человека в воплощении грандиозного замысла, который вряд ли увенчался бы успехом без применения «лошадиных сил». Большинство грузов, необходимых для строительства и жизнеобеспечения города, перемещалось гужевым транспортом. Грунт из котлованов на строительстве объектов комбината вынимали вручную и вывозили на повозках, запряженных лошадьми.
Роль лошади в истории Магнитогорска когда-то нашла свое отражение в названии одного из городских поселков. Его основали в 1929 году на южной стороне горы Магнитной переселенцы из старинных сел Кизильского района – постов Оренбургского казачьего войска Измайловки, Браиловки, Амура. Жители казачьих сел спасались тогда от коллективизации, засухи, неурожая и непомерных поборов государства.
А, как известно, казак без коня не казак: переселенцы знали толк в лошадях и умели с ними обращаться, поэтому сам Бог велел организовать в поселке конный двор. Многие переселенцы работали там конюхами 
и возчиками. По конному парку и назвали поселок Конячьим (или Жеребячьим), позднее его переименовали в Первооктябрьский – под этим названием он существует и по сей день.
И стоило жить, и работать стоило Конный парк в тридцатых годах прошлого века был равен по важности крупному транспортному управлению. Ввиду недостатка автотранспорта в 1931 году Магнитогорским горсоветом для улучшения ситуации с пассажирскими перевозками было принято решение построить новый конный парк на две тысячи лошадей в дополнение к имеющемуся конному двору в поселке Магнитном. Есть сведения, что конный парк появился в 1931 году и в поселке Старосеверном.
В первые годы строительства в Магнитогорске стал работать внутригородской железнодорожный и автобусный транспорт, в 1935 г. был пущен трамвай. И все же эти нововведения не решили транспортной проблемы. А потому долгие годы лошадь была одним из основных перевозчиков в городе. Самые большие хозяйства конных дворов (а их было создано более тридцати) имели «Магнитострой», металлургический комбинат и горное управление.
Наверное, ни одна служба города тогда не могла обойтись без гужевого транспорта. По сохранившимся обрывочным сведениям известно, что первая пожарная команда Магнитостроя, сформированная в августе 1929 года, первоначально была оснащена конно-бочечными ходами с насосом «Красный факел». В феврале 1931 года открылось похоронное бюро, и по телефону можно было вызвать из Магнитного сельсовета оборудованные для ритуала катафалки на конной тяге. В 1936 году кавалерийский взвод появился в охране ММК, был в те времена кавалерийский дивизион и в милиции. При школах и поликлиниках числились в качестве транспортных единиц лошади, имелись и все сопутствующие им атрибуты: конюшни, телеги, сани, тарантасы для выезда врачей к больным на дом. И газету «Магнитогорский рабочий» от первого здания редакции в учреждения и подписчикам тоже доставляла лошадь. Но особенно «досталось» коням в годы войны, когда большая часть техники была отправлена на фронт.
Что касается условий труда лошадей, то на тяжелых работах верные сподвижники первостроителей были заняты по пять дней подряд, на более легких – по десять. Потом пригоняли «смену», а отработавшие кони угонялись летом на пастбища близ реки Гумбейки, озера Мартыши и Второй плотины. К сожалению, нигде не встречаются сведения о том, соблюдались ли в действительности требования охраны труда в отношении бессловесных и безответных помощников человека и не приходилось ли им в те годы поневоле вместе с людьми совершать трудовые подвиги за гранью лошадиных возможностей…
«Похоже, давно пришла пора поставить в Магнитогорске памятник лошади, этому великому труженику и верному другу человека, –писала старожил города Диана Перескокова в письме в редакцию («МР» за 31.01.2004 г.,
«Встань, Маруська… на пьедестал!»). – Да и место есть для него подходящее – перед величественным административным зданием ОАО «Магнитострой», на зеленом газоне».
А теперь плетемся тихо по асфальтовой…
Диана Перескокова была не первой, кто высказал на страницах нашей газеты мысль о памятнике лошади. За его создание в Магнитогорске ратовал журналист Владимир Мозговой («МР» за 16.09.1980 г., «А кони останутся…»). Автор побывал в конном парке производственного объединения общественного питания (конные парки существовали в нашем городе до конца 1980-х годов!) – одном из самых крупных и старых в городе. И начальник парка Николай Сулима говорил ему о роли лошади в хозяйственной жизни города:
– Мелкая розница без лошади сейчас – никуда. Машин не хватает, да и ломаются они часто… Развозят коновозчики выпечку, другие продукты по столовым, ресторанам. В работе у нас сейчас 40 лошадей (а всего 
«в городе 150 лошадей» – пишет Мозговой).
В 1988 году вновь прозвучала мысль о памятнике верному другу человека:
– Была бы моя воля, поставил бы в Магнитке памятник лошади, – говорил начальник конного парка А. М. Мелкумян («МР» за 26.07.1988 г., А. Хабибулина, «Лошадь городу нужна»). – Лошади так же необходимы хозяйству города… Предположим, нужно перевезти груз в 50 килограммов или еще меньше. Вызывать машину? Не по-хозяйски, – сетовал начальник.
Жили тогда рабочие лошадки в полуразвалившейся конюшне 1929 года постройки. А новому зданию так и не суждено было появиться. Наступили 1990-е годы, куда более мощные организации уходили в небытие 
за считанные месяцы. И вскоре конный парк города и его обитатели остались только в нашей памяти.
А памятник, пусть даже небольшой, в увековечение немалых заслуг рабочей лошади в строительстве нашего города действительно мог бы появиться в Магнитогорске.
Exit mobile version