Доброе дело – на развес

Какая связь между уральским городом и чайными плантациями?

Оказывается, самая прямая: в Магнитогорске вот уже около года работает чаеразвесочное производство.
Все началось очень просто. Два молодых человека, которые дружат много лет, задумались, как организовать совместный бизнес. Дмитрий с «бизнес-кухней» был знаком не понаслышке. Работал в индустрии красоты. Но когда у тебя в подчинении восемнадцать сотрудников, и все девчата, каждая 
со своим характером, – мало не покажется. Виталий был занят в противопожарной сфере. Думали друзья, думали: сначала остановились на мусороперерабатывающем предприятии, потом решили создать строительную фирму, занимающуюся возведением индивидуального жилья. Но не сложилось.
Как пришли к идее чайного бизнеса, уже и не помнят, но ею загорелись. Если начинать новое дело, надо изучить все досконально, – решили друзья и для начала отправились в Китай на специализированную выставку. Ознакомились не только с оборудованием, представленным там, но изучили всю технологическую цепочку производства чая. Побывали на плантациях, посмотрели, как выращивается чайный лист, как сушится. Ознакомились с технологиями обработки и пакетирования.
– Для нас было удивительно узнать, что Китай – единственная страна в мире, где чай выращивают по старинке. В ходу только ручной труд. Даже листья не режут на машинах, а засыпают в мешки и бьют ими по камням. Там традиции – превыше всего.
Но самым сложным в открытии нового производства стало даже не получение банковских кредитов на покупку оборудования и приобретение сырья. Труднее всего оказалось найти специальное помещение, удовлетворяющее требованиям Роспотребнадзора для предприятий пищевой промышленности. Промплощадки есть, а вот подходящую искали долго. Нашли на левом берегу бывший цех по производству пряников. Пряничный бизнес по каким-то причинам «не пошел», помещение долгое время сдавали под склады. Друзья засучив рукава сами взялись за ремонт, ведь каждая копейка была на счету.
– Валик в руки, противогаз на лицо – и вперед, – смеется Виталий, вспоминая, как пришлось переквалифицироваться в маляра.
А когда все было готово, снова, уже целенаправленно, поехали в Китай на очередную выставку. Там приобрели оборудование, нашли поставщиков чая, заключили договоры. Выбрали для себя чай средней ценовой политики, чтобы доступен был рядовому покупателю. Вместе с тем качественный, без добавок и ароматизаторов.
Производство небольшое, к тому же механизированное, нужны лишь упаковщики. Работа эта сидячая, не требующая больших физических затрат, поэтому решили приглашать на нее людей с ограниченными возможностями. Толчком этому стала личная драма: у Виталия дядя несколько лет назад стал инвалидом. Начинающий предприниматель видел, как трудно ему было найти работу, как дядя переживал, что оказался никому не нужным – предпочтение отдавали крепким и молодым. Поэтому-то, посовещавшись, друзья решили обратиться в центр занятости населения с заявкой по поиску сотрудников с ограниченными возможностями.
Сегодня из четырех работников фирмы двое имеют группу инвалидности. Одна из них, Юлия, сочетает работу и секретаря, и упаковщицы. В прошлом она долгое время работала делопроизводителем на промышленном предприятии. Когда серьезно заболел отец, пришлось оставить работу, чтобы за ним ухаживать. А когда его не стало, так тяжело переживала утрату, что сама слегла. Больше года врачи пытались лечить женщину, но ограничения в движениях, возникшие из-за болезни, остались. В результате – третья группа инвалидности. На маленькое пособие вдвоем с дочкой, которую Юлия воспитывает одна, не прожить. Стала искать работу. Предложения были, но как только работодатель узнавал об инвалидности, следовал отказ. 
И тут в центре занятости сообщили, что поступила заявка на сотрудников от молодого, только открывающегося предприятия. И Юлию взяли.
– Вы не думайте, что здесь работа монотонная. У нас постоянная смена деятельности – то чай в коробки надо уложить, то в целлофан коробки обернуть, – рассказывает она. – И вообще здесь интересно. Много нового узнала о чае. Уже научилась отличать один сорт от другого. Раньше для меня он весь был на один вкус.
Что касается зарплаты, то вместе с пенсией по инвалидности на жизнь вдвоем с дочкой теперь хватает. К тому же предприятие предоставляет все социальные гарантии. Это в ситуации с Юлией немаловажно.
А у предпринимателей – новые идеи. Кроме китайского предприятие скоро займется фасовкой индийского чая – уже на подходе первая партия ароматного продукта, весной начнет поступать еще и цейлонский чай. С производителями из этих стран Дмитрий и Виталий заключили недавно договор на Всемирной выставке чая. И это тоже будет качественный продукт без красителей и добавок.
– Мы как начинающее предприятие больше всего заинтересованы в качестве чая. Все партии продукта проверяем в центре стандартизации, метрологии и испытаний, – заверяет Дмитрий. – И все они соответствуют предъявляемым требованиям.
Главная проблема, с которой столкнулись предприниматели – местные потребители не спешат покупать чай неизвестной марки. Работа по «раскрутке» нового «бренда» предстоит немалая, и они это прекрасно осознают.
Зато совсем не задумывались, когда создавали свой бизнес, каким он будет – социально ориентированным или нет. Просто хотели продвинуть на рынок что-то новое, а заодно хоть чуть-чуть помочь людям. Тем, кто по состоянию здоровья не мог найти работу. На помощь государства не рассчитывают – лишь бы не мешали, говорит Виталий. А дальше сами…
 
Справка «МР»
В конце ноября специальная рабочая группа в Госдуме рассмотрела первую версию статьи о социальном предпринимательстве, которой планируется дополнить закон о малом и среднем бизнесе. В нем впервые пропишут понятие социального предпринимательства. Мы узнаем, наконец, каковы должны быть критерии, приоритетные направления для бюджетного финансирования и стимулов для частных пожертвований, инвестиций.
В приказе Минэкономразвития только для определения получателей помощи от государства в рамках федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства выделено два определяющих момента, которые отличают социальных предпринимателей 
от других. Во-первых, это занятость социальной категории населения, когда предприниматели берут на работу инвалидов, матерей, имеющих детей 
в возрасте до трех лет, выпускников детских домов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Второй определяющий фактор – это когда сам вид деятельности, которой занимается предприниматель, носит социальный характер. К примеру, детское дополнительное образование, производство протезно-ортопедических изделий, организация мероприятий для профилактики инвалидности или досуга для бабушек и дедушек. Независимо от того, какие категории людей будут этим заниматься, они решают социальные задачи, поэтому высокой доходности от такого бизнеса ждать не приходится. Если предпринимательство подпадает под одну из этих категорий, пре-дусмотрена специальная субсидия до 600 тысяч рублей.

Exit mobile version