Память: перезагрузка

В поисках национальной идеи всё чаще стали говорить о необходимости обращения к корням
История нашей страны настолько запутанна, что даже ученые порой ищут истину в пылу полемик. 
В истории Магнитогорска, города еще совсем молодого, тоже немало «белых пятен». Некоторые событийно-временные пробелы попытались заполнить на городской научно-практической конференции, посвященной проблемам сохранения исторической памяти в Магнитогорске. Среди ее организаторов – администрация города, Магнитогорский государственный университет и местная национальная культурная автономия татар.
В зале заседаний собрались ученые, краеведы, общественные деятели. Это был разговор заинтересованных людей, тех, кто 
по крупицам собирает исторические документы и свидетельства очевидцев, строивших наш город. Конференция – часть большого проекта по увековечению памяти репрессированных первостроителей Магнитки.
Ее своеобразным девизом стали слова президента страны Владимира Путина, сказанные в недавнем послании Федеральному собранию: «Наступающий 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали». И открывшие заседание заместитель главы города Вадим Чуприн, и председатель городского Собрания депутатов Александр Морозов говорили о необходимости сохранения исторической памяти.
В своем приветственном письме к собравшимся наш земляк, председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Павел Крашенинников также подчеркнул: 
«Сегодня мы все чаще говорим о необходимости поиска правды. Не в каждом случае она может быть одинаково приятной для всех. Если официально преподносимая версия возникновения Магнитогорска всегда связывалась с самоотверженным трудом комсомольцев и освещалась исключительно в восторженных тонах, то вторая сторона медали стыдливо скрывалась. Меж тем эту сторону жизни, значимую роль и вклад репрессированных в создание Магнитогорска мы все видели и обсуждали. Эта тема жила в семейной истории многих семей в нашем городе. И потому, наверное, сегодня мы должны разобраться: а должна ли эта тема быть исключительно семейной? Это важно всем: потомкам спецпереселенцев, тем, кто прибыл на стройку Магнитки ребенком. Все мы имеем право на правду и на признание ее в рамках истории нашего города и всей страны».
Проректор по науке и международным связям МаГУ доктор исторических наук Михаил Абрамзон говорил о том, что в нашей стране до сих пор нет внятной наци-ональной политики, нет общей национальной идеи. Чтобы не остаться «иванами, не помнящими родства», начинать надо с локальной истории, с истории своего города. Его коллега, доктор исторических наук Марина Потемкина отметила, что особой гордостью Магнитогорска и одним из его символом считается памятник Первой палатке, есть памятник первостроителям-комсомольцам и даже первый паровоз. И это, пожалуй, все. Никак не увековечена память тех, на чьих костях, по большому счету, построен город – раскулаченных, спецпереселенцев и репрессированных, а также таких «неудобных» для политиков прежних лет категорий граждан, как политзаключенные и трудармейцы. Есть лишь несколько книг энтузиастов. В том числе уникальное издание Геннадия Васильева «Это не должно повториться! Книга памяти», посвященное памяти жертв политических репрессий Магнитогорска и прилегающих сельских районов. К сожалению, наши дети не знакомы с трагическими страницами истории родного города, отметил краевед Васильев:
– Во время встреч со школьниками я каждый раз убеждаюсь в полном отсутствии у них знаний о репрессиях тридцатых-сороковых годов прошлого века. Между тем у нас живы еще горожане из числа раскулаченных, которые могли бы рассказать правду о тех временах.
– В школах города в этом году появился новый учебник по краеведению, посвященный Магнитогорску, – сообщила Марина Потемкина, – к сожалению, только в одном параграфе рассказывается о жертвах политических репрессий. Нам еще много предстоит работать в этом направлении.
Многие из выступавших на конференции не скрывали, что они потомки репрессированных или спецпереселенцев. Один из них – Салих Ахметзянов, научный руководитель Магнитогорского филиала института истории им. Марджани академии наук Татарстана.
– Я родился в бывшем Центральном спецпоселке, жил среди спецпереселенцев. Я не знал, сколько их было, поэтому начал заниматься этим вопросом, – начал свое выступление Ахметзянов.
По подсчетам краеведов, семьдесят процентов населения Магнитки перенесли тяготы строительства молодого города. К сожалению, вследствие идеологических причин не сохранилась память о многих жертвах.
Ученый проделал колоссальную работу, пересчитал тысячи и тысячи фамилий, ведь в начале тридцатых годов XX века Магнитогорск представлял из себя некий «проходной двор». Через него прошло более миллиона человек. В Казани получили список раскулаченных из восьми томов, которых направили в Челябинскую область. Путем сопоставления выяснили, что большая часть этих людей попала в Магнитогорск. Кроме этого в Магнитку ехали спецпереселенцы из Ивановской, Ярославской и Костромской областей. Это был по-настоящему «плавильный котел», где разные народы выстраивали свою общность. Поэтому-то у нас такая высокая толерантность.
Собравшиеся были единодушны: историческая память объединяет общество и поколения, поэтому обращение к различным сторонам своего прошлого – необходимое условие для становления современной городской идентичности. Политика же замалчивания может привести к плачевному результату.
На конференции был впервые поставлен вопрос о создании в Магнитогорске памятника или памятного знака жертвам политических репрессий. По большому счету, было бы неплохо рядом с памятником Первой палатке создать целый мемориал, где были бы высечены фамилии первостроителей – жертв политических репрессий, отметили собравшиеся. Ведь, как известно, «кто забудет свое трагическое прошлое, обречен пережить его вновь».
Exit mobile version