«Нахимичили» с химиком

Читатели «МР» могли бы помочь разгадать историческую загадку

Проходя по улицам старых районов города, обращаете ли вы внимание на свидетельства былых времен? А ведь они таят в себе немало загадочного, как, например, таблички, сохранившиеся на фасадах домов по улице Менделеева.
Левая, правая где сторона?
Жители Ленинского района искренне удивились, когда узнали, что на доме 
под номером 4 по ул. Менделеева рядом с современным названием улицы значится еще одно: «Ул. 8-го Марта» (см. фото). Номер дома в центре раритетной таблички частично закрыт патроном от освещавшей ее электрической лампочки. Предположительно это 17/3 (хотя не исключены также 17/5, 173, 175). «Артефакт», выглядывающий из-под разводов краски, доказывает, что улица Менделеева, названная в честь великого химика, автора периодической системы элементов, в 1950-м году (что зафиксировано на мемориальной доске, размещенной на доме №1), либо ее часть ранее могли называться «8 Марта».
Достоверно известно, что первым домам правобережья, пока не было названий улиц, присваивались так называемые строительные, или технические номера. Сохранился, к примеру, почтовый конверт 1946 года, где адрес обозначен следующим образом: «Челяб. обл., г. Магнитогорск, прав. берег Урала, дом 4/15, кв. 23». Как правило, первая цифра означала непосредственно номер дома, а вторая – номер квартала. Это объяснение вполне подходит для дома №17/3 по бывшей 8 Марта в том случае, если нумерация домов шла в обратную сторону, потому что дом этот находится в третьем квартале.
Сейчас, как мы знаем, улица 8 Марта располагается в левобережной части города, в поселке Новая Стройка, ранее она относилась к территории поселка имени Дзержинского. А по сведениям городского архива – внимание! – улица Менделеева начала свое существование в 1938 году в поселке имени Дзержинского!
В первый момент рождается красивая версия, что названия улиц для чего-то поменяли местами. Воображение рисует картинку: жители левого берега переезжают на правый и «увозят» с собой наименование милой сердцу улицы – Менделеева. 
Не в прямом смысле, конечно, но случаи, когда при утверждении названий улиц власти прислушивались к мнению людей, населяющих дома, на них расположенные, бывали в Магнитогорске неоднократно. Может быть, доля истины в этой версии и есть, но только лишь доля. Улица Менделеева могла исчезнуть в левобережном поселке в те годы потому, что состояла из временных жилищ – например, землянок, которые позднее снесли. А жители снесенных времянок, возможно, переехали на правый берег и настояли на том, чтобы улица была названа 
в честь великого химика…
Однако левобережная улица Менделе-ева, скорее всего, не могла находиться на месте нынешней 8 Марта. Старожилы поселка помнят, как во второй половине 1950-х годов дома теперешней 8 Марта строились на необжитом пустыре. А имя улице, 
по данным городского архива, было присвоено в 1957 году.
– Нашу улицу назвали «8 Марта», когда снесли землянки поселка 8 Марта, – вспомнила одна из первых жительниц «мартовской» улицы поселка Новая Стройка.
Из энциклопедии «Магнитогорск» узнаем, что называемый в народе Малым Шанхаем поселок официально именовали 
«8 Марта». А состоял он всего из одной улицы – поэтому условно и его можно было назвать улицей 8 Марта.
Улица, улица… Широтная моя!
Как ни удивительно, но история с названием «8 Марта» – не единственная загадка улицы Менделеева. С противоположного ее конца, на домах № 24 и 26, но уже со двора, имеются еще два удивительных «свидетельства эпохи» – на проржавевших табличках едва угадываются номера домов 1 и 3 и название улицы на букву Ш предположительно из восьми букв. Эти дома, представители знаменитого «немецкого» квартала 14а, строились в первые послевоенные годы.
Буква Ш в названии улицы наводит на определенные размышления. Старожилы помнят, что сначала безымянные улицы правобережья, по крайней мере, в народном обиходе, назывались широтами. И тому есть подтверждение – в районах городов, имевших строгую планировку, широтными назывались улицы, идущие в западном и восточном направлениях, меридиональными – в южном и северном. Видимо, поэтому улица Комсомольская, проходящая аккурат вблизи «менделеевских» домов №24 и 26 строго с востока на запад, будто бы до 1948 года называлась Широтной (улица Широтная, например, до сих пор есть в Тюмени). Заметьте: название тоже начинается на Ш и состоит из восьми букв, как и название 
на вышеупомянутых ржавых табличках улицы Менделеева.
Что это может означать? Дома №24 и 26 относились когда-то к Широтной? Или эта часть современной улицы Менделеева когда-то тоже имела название, производное от слова «широта» (к примеру, «шоссе Широтное»)? А может быть, это третье, самое «древнее» наименование всей улицы 
Менделеева?
Возможно, кто-нибудь из читателей «Магнитогорского рабочего» знает истину и поможет нам разобраться в исторической загадке, связанной с этой улицей. Сведениями можно поделиться в письме, на котором необходимо сделать пометку «Улицы» и выслать на почтовый или электронный адрес редакции.
Exit mobile version