Магнитогорцы приняли участие в международном фестивале VIVACELLO
Проект, посвященный виолончельной музыке, осуществлялся на самых известных музыкальных площадках Москвы.
Виталина Панкова, семиклассница магнитогорской школы искусств №6, воспитанница педагога Елены Ведериной, и еще семнадцать молодых виолончелистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Омска, Нижегородской, Тульской, Московской областей, Ростова-на-Дону на неделю окунулись в мир высокой музыки благодаря проекту Masters of Music, задуманному и осуществленному организатором творческой лаборатории Goshprojects Георгием Гусевым.
Георгий окончил столичную «музыкалку-гнесинку» по классу виолончели, Московскую консерваторию, Национальную академию Санта Чечилия в Риме, доцент музыкальной академии Праенесте, ныне живет в столице Италии, занимается не только концертной, но и общественной деятельностью.
– Рад, что идея создания площадки для свободного общения музыкантов разных поколений, разных школ, стран и культур воплощается в жизнь, – говорил Гусев. – Фестиваль мастер-классов «Мастера музыки» – проект инновационный: неделя обучения, концертов, лекций, выступлений, неформального общения открывает перед нашей молодежью пути профессионального роста, дает возможность обрести новых наставников и друзей.
Молодые музыканты стали активными участниками мастер-классов, поскольку попали в меценатскую программу арт-проекта. Дни наполнены донельзя: утренние уроки, затем лекции, больше похожие на доверительные беседы, вечерние концерты, на которых молодые музыканты были не только слушателями, но и участниками. Маршруты – от Архиповского музыкального салона к Рахманиновскому залу Московской консерватории имени Чайковского, в Большой зал консерватории, Концертный зал филармонии на Триумфальной площади… Этот уголок Москвы, от Манежа до Садового кольца, от Тверской до Большой Никитской, – средоточие музыкальных учебных заведений. В сквериках на узких улочках – запечатленные в бронзе и камне муза у окрыленного рояля, дирижерский взмах Чайковского, укутанная трепетными руками Ростроповича хрупкая виолончель…
Сами же мастер-классы проходили в учебных комнатах Архиповского салона, двухэтажного особняка XVII века, старинные паркеты которого охранялись от острых виолончельных шпилей специальными подставками. Преподаватели – Алексей Селезнев, профессор Московской государственной консерватории, заслуженный артист России, игравший в ансамблях со Святославом Рихтером, Юрием Башметом, Ильей Грубертом, и Владимир Тонха, народный артист России, профессор, заведующий кафедрой виолончели, контрабаса и арфы Российской академии музыки имени Гнесиных, партнерами которого были крупнейшие музыканты современности: Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Гидон Кремер, Ирина Архипова, – непререкаемые авторитеты для слушателей.
И не только потому, что их имена хорошо известны в музыкальном мире: на концерте-открытии фестиваля оба педагога поразили публику виртуозностью исполнения произведений Рахманинова, Ростроповича, Гайдна.
Правильность посадки молодого музыканта, осанка, постановка рук, положение инструмента, даже длина шпиля, особенности репертуара, точность переходов, акценты, характерность исполнения – это и многое другое подмечали мэтры, пополнялись записями блокноты слушателей, пестрели пометками клавиры, и произведения – «домашние заготовки» обретали вдруг совсем иное звучание. И много стоили заключительные слова: «Что ж, коллега, вам следует продолжить серьезно заниматься на виолончели».
Хотя во всем мире признана российская виолончельная школа, подходы к преподаванию, требования в консерватории и академии разнятся. Это и хорошо, это – признак развития, динамики, жизни. И все же настоящим открытием, глотком свежего воздуха стали мастер-классы итальянского виолончелиста-новатора, виртуоза и композитора Джованни Соллимы, в корне изменившего развитие и понимание виолончельного искусства на рубеже XX и XXI веков, профессора Национальной академии Санта-Чечилия в Риме; во всем мире его называют «Паганини нашего столетия».
– Вы исполняете Вивальди по-фран-цузски – попробуйте в испанской манере… Ваш Стравинский – в желтых тонах. Используйте красные. А лучше – черные!.. Этот переход легче выполнить, держа смычок почти за середину трости. Возьмите мой – он тяжелее…
Слушатели следили за маэстро – невысоким, стремительным, взрывным и удивительно обаятельным – с обожанием, а Джованни, кажется, никогда не расстающийся с виолончелью, то и дело доказывал правильность своих замечаний наглядно: исполнял труднейшие пассажи чуть ли не
на бегу, причем повторяя их в различной манере. Участники классов стонали от восторга, забывая, что занятия ведутся на английском – язык музыки абсолютно интернационален. А виолончель Соллимы, шедевр итальянских мастеров XVII века, пела мелодии барокко, рычала роковыми риффами, видимо, привыкнув к непредсказуемому гению своего хозяина.
Вечерние концерты, о которых мы уже упоминали, блистали россыпями музыкальных звезд: Георгий Гусев, Борис Андрианов, Тамара Оганезова, Гайк Казазян, Александр Бузлов, Константин Карзанов, Людмила Фирагина… И, конечно, Тонха, Селезнев, Соллима. Один из вечеров был посвящен выступлениям самих участников мастер-классов.
И они постарались применить полученные навыки: раскрепощенность, легкость звучания, новые краски в исполнении отметили педагоги и публика – студенты столичных музыкальных учебных заведений. Отрывок из концерта Гольтермана в исполнении нашей Виталины Панковой прозвучал весьма достойно.
Апофеозом стал вечер закрытия фестиваля VIVACELLO, концерт, посвященный памяти выдающегося виолончелиста Даниила Шафрана. Амфитеатр Концертного зала имени Чайковского был заполнен, в сопровождении симфонического оркестра Москвы «Русская симфония» под управлением Джанлука Марчиано произведения Чайковского, Канчели, Мартена исполняли виртуозы виолончели Давид Герингас из Германии, Александр Рудин, Борис Андрианов продемонстрировал звучание инструмента, на котором играл сам Шафран… Рукоплескания, цветы, на поклоны выходил и композитор-патриарх Гия Канчели, более знакомый нам по музыке к фильмам «Мимино», «Кин-дза-дза».
Но вот на прославленной сцене – Джованни Соллима. Честное слово, описывать его выступление уместнее симбиозом из восторженных междометий и… терминологии спортивных комментаторов. Вот Соллима проходит по краю площадки, поклон, передача искры Божьей первой скрипке, первый удар по струнам – есть рекорд! Строгие струнники и духовики во фраках и вечерних платьях, исполняя российскую премьеру сочинения самого маэстро Folktales, мгновенно превращались то в неаполитанский оркестр, то в команду балканских бродячих музыкантов, то в джазовый бэнд… Казалось, у Джованни несколько пар рук – он умудрялся играть, переворачивать ноты клавира, управлять скрипками, жестами подначивать зрителей и оркестр. Заключительный пассаж – и смычок маэстро застыл, застряв в струнах, словно метившая в исполнителя стрела Аполлона. За такой «ляп» юному Джованито в детстве на далекой Сицилии наверняка досталось бы. Но Концертный зал разорвали овации…
– Этот фестиваль, выступления мастеров, мастер-классы дали мне очень многое, заставили совершенно иначе взглянуть на исполнительство на виолончели, повлияли на жизненные планы, – говорит Виталина Панкова. – Заканчивая обучение в школе искусств, я не прощаюсь с большой музыкой. А воспоминания о необыкновенной неделе в Москве останутся в моем сердце, в музыке – и в клавирах концертов, правлен-ных руками великих музыкантов.
Когда пришло время расставаться и покинуть гостеприимные стены Архиповского салона, Москву затянули тучи. Юные музыканты, обменявшись адресами, расходились, растекались по узким улочкам, унося за плечами укрытые от непогоды футлярами виолончели – сложенные крылья, готовые в любую минуту перенести их обладателей в поднебесья высокой музыки.
Справка «МР»
Джованни Соллима родился в Палермо, с раннего возраста обучался игре на виолончели у Джованни Перьера и Антонио Янигро, а также композиции у своего отца Элиодоро Соллима. Сотрудничал с Клаудио Аббадо, Джузеппе Синополи, Йоргом Демусом, Мартой Аргерих, Катей и Мариэль Лябекье, Бруно Канино, DJ Scanner, Викторией Мулловой, Риккардо Мути, Руджеро Раймонди, Патти Смитом, Филиппом Гласс и Йо-Йо Ма.
Выступал в Карнеги-холле, Элис Тулли Холле, Вигморе и Зале Королевы Елизаветы в Лондоне, зале Гаво в Париже, Мюзикгебау в Амстердаме, зале имени Чайковского в Москве, Кюнстфест в Веймаре, Ла Скала в Милане, Санта-Чечилия в Риме. Как композитор комбинирует элементы классической и рок-музыки, а также народной музыки средиземноморья, сочиняет как для акустических и электронных инструментов, так
и для инструментов, созданных им самим. Соллима написал музыку для режиссеров и хореографов, таких, как Питер Гринуэй, Боб Уилсон, Петер Штайн, Джон Туртурро, Кароль Армитаж, Каролин Карлсон.