Торжественное открытие ХIХ Российских педагогических ассамблей искусств состоялось в большом зале консерватории
Приветствуя ученых и педагогов, заместитель главы города Вадим Чуприн отметил, что МаГК внесла ценный вклад в культурную и образовательную составляющую Магнитогорска, а нынешнее мероприятие показывает масштабы ее деятельности.
То, что наша консерватория занимает ведущее место среди вузов России, подтвердила и ректор МаГК Наталья Веремеенко. За 20 лет со дня ее создания здесь образовался целый комплекс, осуществляющий подготовку музыкантов, артистов и хореографов. Свои подарки в честь юбилея магнитогорской «колыбели искусства» вручили представители Южно-Уральского государственного института искусств и самой молодой на сегодня Тольяттинской
консерватории.
В ходе научно-практической конференции, посвященной проблемам развития вуза, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор Марк Берлянчик подчеркнул, что музыкальное образование России переживает сложный момент. Тревоги у российских музыкантов появились после Первого конкурса им. Чайковского – все исполнители играли одинаково. Педагоги стали задумываться о методологических основах, привитии настоящей музыкальной культуры, идеале музыкального слушателя. По мнению Берлянчика, на начальном звене, в школе, педагогам прежде всего надо закладывать любовь к музыке, в училище – вырабатывать профессионализм, а на ступеньке вуза – развивать в студенте творческое начало. О том, что музыкальное образование в России находится в кризисном состоянии, говорит уменьшение базовой основы для набора студентов в средние и высшие музыкальные учебные заведения, а система «школа-училище-вуз» не создает слой образованных и компетентных слушателей. Необходимы структурно-организационные и содержательно-методические преобразования, общая педагогизация процесса и погружение музыки
в широкий культурный контекст, заявил профессор.
Доктор искусствоведения, профессор Саратовской консерватории Дмитрий Варламов обозначил проблему унификации происходящих процессов. Необходимо изучать не только музыку, но и человека, особенности его восприятия, психологию, причем для студентов регионального вуза разработать особую методологию обучения.
Тема выступления академика, действительного члена РАЕ, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Уфимской консерватории Людмилы Шаймухаметовой –«Частная школа и обучение хобби-музыкантов в системе российских и европейских образовательных услуг». Сегодня брать частные уроки, заниматься любительским музицированием стало модным. Редко когда в таких случаях можно говорить о качестве обучения. Отнюдь не отрадный факт, что российские частные школы идут по западному пути. Однако такие формы образования имеют спрос, потому что у них есть ряд несомненных преимуществ: интенсивное обучение потребителя, индивидуальный подход, удобное пространство (занятия могут происходить дома, по персональному графику), гибкая система оплаты труда, наличие суперсовременного оборудования. Рояль стали заменять синтезатором – а это мертвый звук и невозможность живого интонирования. Что предлагают педагоги Уфимской консерватории? В основу всему взять фортепиано, используя при этом современные технические возможности, новые технологии, учить детей, студентов креативно подходить к музыкальному тексту.
Еще множество актуальных тем было поднято в ходе работы различных секций. Разъезжаясь, гости из ведущих музыкальных вузов России отмечали открытость, доброжелательность и творческую атмосферу ассамблей, при которой стало возможным решение любых, даже самых сложных, проблем.