Театр проставился

В магнитогорской «драме»  – очередной эксперимент

Пробным шаром в прошлом году стал проект Театра наций под руководством Евгения Миронова. На сей раз на сцене – собственная театральная лаборатория, организованная по инициативе главного режиссера Максима Кальсина. 
Автор одной из постановок – Андрей Бердников, ведущий актёр театра, который успешно проявляет себя и как режиссер. Праздник свободного искусства посетили приглашенные российские режиссеры, критики и писатель Захар Прилепин. Все они стали участниками пресс-конференции, знаменовавшей собой начало работы магнитогорской театральной лаборатории.
– В этот раз мы предлагаем зрителям инсценировки только по современной оте-чественной литературе, такое вы вряд ли где-нибудь еще найдете, – подчеркнул уникальность своего проекта Максим Кальсин. – Это встреча двух миров – литературного 
и театрального, взаимопроникновение двух видов искусства. К тому же театралы особо книг не читают, а кто читает книги, редко ходит в театр. Поэтому лаборатория планируется как расширение культурного пласта, отражающего современные проблемы. Почему в основу берем прозу? Потому что произведения современной беллетристики – более интересное явление, чем то, что предлагает драматургия: пьесу написать сложнее, чем рассказ.
Захар ПРИЛЕПИН:
– Ваша лаборатория аналогов не имеет. Современный театр все больше внимания обращает на современную прозу. В Риме ставят спектакль по моему роману «Грех». Итальянцы интересуются нашей прозой, социальной жизнью. Смотреть на своих мрачных по сути героев в исполнении итальянских актеров, с их богатой жестикуляцией и многословием – это что-то. В Германии недавно стал идти мой «Санькя», там уже все выглядит по-другому. Ваш театр, можно сказать, шагает впереди планеты всей, выбирая лучшие произведения современной прозы.
Игорь СЫВОРОТКИН, режиссер инсценировки «Свадьба за Бугом» (Екатеринбург):
– У нас много хорошей литературы. Как ее определить? Когда читаешь много, ищешь то, что тебя зацепило. Чтобы сделать постановку в рамках театральной лаборатории, нам давалась неделя. Мы сами выбирали произведение, в творческий процесс никто не вмешивался. Для меня было важно, чтобы пластическое решение сходилось с драматургией.
Александр МАРЬИН, режиссер театрального эскиза «Лес» (Уфа):
– Из прозы, которую я проштудировал, «Лес» Захара Прилепина я выделил и оценил. В нем есть болезненная тема – одиночество человека, это вещь о безусловной любви сына к отцу. Работая над постановкой, хотел поймать атмосферу той ситуации, которую описывает прозаик. Мне очень помогло то, что в драмтеатре им. Пушкина – исключительно приятные актеры.
Владимир СПЕШКОВ, критик (Челябинск):
– Интерес русского драматического театра к хорошей прозе проявляется не впервые, я бы сказал, постоянно и волнообразно. Недавно героиней фильмов и постановок стала «Анна Каренина» Льва Толстого, в прошлом году лидировали «Алые паруса» Грина, сейчас это «Географ глобус пропил» Алексея Иванова, его инсценируют, экранизируют. В Омске по этому произведению поставили брутальный спектакль, в Перми – абсолютно женский, лирический. В фильме с Хабенским все показано иначе. Наверное, в этом и заключается творческий подход, далекий от какой-то унификации событий и героев. По моему мнению, из больших произведений сегодняшнего дня всерьез прозвучали только «Отморозки» режиссера Кирилла Серебренникова. Так что можно считать, что российский театр перед современной прозой в долгу.
Захара Прилепина спросили, есть ли у него желание самому писать сценарии. На что писатель искренне ответил, что не мнит себя Толстым, писать для театра не в его физиологии, а потому он не против, чтобы кто-нибудь доносил его идеи языком театра. Думаю, 
не обманул его ожиданий и челябинский режиссер Олег Хапов, взявшийся за одно из произведений Прилепина – «Допрос», историю двух мальчишек, не выдержавших испытания «на прочность», когда полицейские по ошибке взяли их за якобы совершенное ими убийство. Зрители активно включились в процесс выражения своих впечатлений – такого бурного обсуждения не ожидал даже Максим Кальсин, решивший во время проведения следующей лаборатории больше времени уделить на такого рода встречи. О том, что режиссер Олег Хапов очень удачно сделал из его повести настоящий семейный спектакль, сказал автор повести «Допрос» Захар Прилепин. Отметила удачные моменты в режиссерской работе автор «Санкт-Петербургского театрального журнала» «Театральная жизнь» Оксана Кушляева. Челябинский критик Владимир Спешков назвал показанный эскиз серьезным стартом лаборатории, а также театральным уроком, связанным с литературой и историей. Все участники обсуждения были единодушны 
в одном: «Допрос» надо сделать полноценным спектаклем, который бы стал уроком жизни для молодых людей и их родителей.
Exit mobile version