Продлись, продлись, образованье

Зарплата педагогов зависит от экономики региона

Специалисты управления образования рассказали, как на местном уровне применяется новый закон «Об образовании».
 
Детский сад: плата и зарплата
– В ноябре родители получили квитанции сразу за два месяца, – объяснил увеличение цифр в квитанциях начальник управления образования Александр Хохлов. – Постановление главы города вышло в конце ноября, а действие его распространяется на срок с начала сентября. О существенном росте платы за детский сад говорить не приходится – увеличение будет максимум на пару сотен рублей. Хочу напомнить, что в течение двух лет плата в дошкольном учреждении не повышалась. Реально родители оплачивают около 15 процентов от стоимости содержания ребенка.
– Незначительное увеличение платы за детский сад произошло повсюду, – разъяснила заместитель начальника управления образования Ольга Строкатова. – Связано это с разделением понятий «услуги образовательной деятельности» и «присмотр за ребенком». С 1 января этого года стоимость питания ребенка в дошкольном учреждении составляет 105 рублей в день, максимальный родительский взнос – 90 рублей. В среднем малыш посещает детский сад в месяц 15 раз. При нахождении ребенка в учреждении 10,5 часа раньше плата была 76 рублей, сейчас 85, за 15 дней – было 1140, стало 1275 рублей. За 12-часовое посещение оплата была 78 рублей, стала 90, то есть за 15 дней было 1170, стало 1350. В любом случае стоимость посещения детского сада обойдется в сумму около 1800 рублей, даже при пятиразовом питании за 20 дней. Себестоимость содержания ребенка в месяц с учетом всех повышений по заработной плате при этом – около восьми тысяч рублей. 
Что касается заработной платы воспитателя, то она за девять месяцев года в среднем составила 20700 рублей, в октябре – на одну – две тысячи меньше. Некоторое уменьшение произошло, как и у всех педагогов, по объективным причинам – снизился прогнозируемый показатель по экономике региона, который не достиг уровня средней заработной платы Челябинской области.
Оговоримся: на зарплату младшего воспитателя, то есть нянечки, это не влияет. Эта категория работников детсада получает около шести – семи тысяч рублей.
– Указ президента касается только педагогических специальностей, к которым младший воспитатель не относится, – объяснил Александр Хохлов. – Но в каждом дошкольном учреждении стараются найти подход к решению этой проблемы. Ситу-ации в детских садах разные, финансирование подушевое, и чем больше детей – тем больше заработная плата работников.
За что поощряют учителя
Связь заработной платы педагогов и средней заработной платы по экономике области теперь будет четко прослеживаться. Благодаря исполнению Указа президента педагоги стали получать больше, чем раньше. Но в октябре у многих учителей в «табульках» суммы по сравнению с предыдущим месяцем меньше. Это неприятно, но экономически обоснованно. Если официальная средняя заработная плата в регионе будет повышаться, больше будет и зарплата педагога, и наоборот – из-за не достижения экономических показателей средней заработной платы по региону снижается субвенция из областного бюджета.
Таким образом средняя заработная плата педагогических работников школ по итогам девяти месяцев составила 26953 рубля, в октябре – 24660. Но ряд учителей сетует на то, что их зарплата не дотягивает до этих цифр: на руки выданы 15-16 тысяч. Объясняют педагоги это так: снимаются надбавки за стаж, классное руководство…
– Если происходит подобное, речь идет о конкретном учреждении, – уверен Александр Хохлов. – Со стимулирующими выплатами нужно разбираться в каждом случае. И мы готовы выслушать любого педагога. Не скрываем: такие случаи у нас есть. 
Но мы в состоянии урегулировать ситуацию. Положение не простое, потому что нет единого подхода к оплате труда, единой тарифной сетки, где учитываются возраст, стаж, аттестация.
– Категория и стаж работы сегодня не играют большой роли, – пояснила заместитель начальника управления образования Татьяна Полунина, – молодой специалист в состоянии получать не меньше учителя, проработавшего много лет и имеющего высшую категорию. Для этого созданы 
все условия.
Новый подход базируется на нормативно-подушевом финансировании.
– При том, что стоимость содержания ребенка в образовательном учреждении одинакова везде, – продолжила Ольга Строкатова, – учреждение с контингентом в 250 учащихся не будет в равных условиях со школой, где 1200 детей. Каждое учреждение располагает разными фондами, оценка качества обучения по одному и тому же показателю, так называемые баллы, может варьироваться: где-то, к примеру, 50, а где-то – 150. Это и есть подушевое финансирование – основной принцип формирования фонда оплаты труда.
Собственные фонды, из которых и формируется зарплата педагогов, не распределяются единолично руководителем учреждения, администрацией школы. Есть законные основания: ежемесячно экспертная группа образовательного учреждения решает: кому, за что и сколько. Обсуждаются достижения всех учителей. В группу входят не столько администрация, сколько руководители структурных подразделений, профсоюз, представители родительского комитета.
 
Продленка за деньги
Еще одним вопросом, горячо обсуждаемым сегодня родительским сообществом, стала плата за пребывание ребенка в группе продленного дня. Всегда эта услуга пользовалась спросом, поскольку в продленку ходят дети начальной школы, малыши, которых зачастую работающим родителям 
не с кем оставить. Но продленка в том понимании, к которому мы привыкли, не существует: помимо прогулки и свободного времяпрепровождения ученика вторая половина дня включает внеурочную деятельность. Это дополнительные занятия, которые выходят за рамки уроков, но обеспечены государственными гарантиями на бесплатное образование и подкреплены бюджетными финансовыми ресурсами. 
– Опять же мы говорим о разграничении понятий «образовательная деятельность» и «присмотр и уход», – пояснила Татьяна Полунина. – В законе сказано, что уход – забота родителей, данную услугу образовательное учреждение теперь имеет право предоставлять только на платной основе. Что касается кружков, секций, творческих объединений – расходы на их образовательные процессы берет на себя бюджет. Эту часть программы родители оплачивать не будут. Во главу угла поставлено развитие интеллектуальных навыков, сохранение здоровья ребенка, формирование у него проектного мышления. И вторая половина дня в этом процессе играет большую роль. Поэтому родители должны знать: после основных уроков ни одного ребенка просто так за дверь школы не выставят.
Группы продленного дня, какой она была раньше, где ребенок ел да гулял, больше нет. Если же у родителей возникнет потребность оставить ученика под присмотром воспитателя – это будет время, когда ребенок не получает образовательных услуг, за это придется заплатить. Сколько? Этот вопрос решаться будет, так сказать, на местах.
– Подходы в каждой школе – разные, 
но говорить о больших суммах не приходится, – заверил Александр Хохлов. – Мы гарантируем, что они не будут установлены единолично руководителем школы: их рассчитают в бухгалтерии, утвердят в управлении экономики администрации города, на совете школы. Зависеть плата будет от времени, отведенного на внеурочную деятельность в конкретный день. Возможно, расписание будет выстроено так, что где-то будут обходиться без свободного времени, где-то отведут его максимально – часа четыре… Но хочу заверить: в нашей системе работают люди, которые не станут вытягивать лишние средства из родителей, – все будет сделано для обеспечения интересов ребенка.
 
Клубы оптимизируют
В интересах ребенка и в соответствии с требованиями нового закона намерены выстроить работу и в системе дополнительного образования.
Тот же принцип подушевого финансирования диктует условия содержания Дворцов творчества, клубов. Что из себя представляют слухи о том, что ряд кружков и секций будут закрыты?
– Запущен процесс оптимизации штатного расписания, – объяснил Александр Викторович, – просчитывается количество детей, занимающихся в системе дополнительного образования. По нашим данным это 70 процентов всех ребят города. Чтобы узнать реальные цифры и платить педагогам за действительно проводимую работу, а не за числящиеся в кружках «мертвые души», используется специальная методика. Ребенок приносит справку о том, где он занимается. В каждом кружке должно быть не меньше 15 человек. Там, где этот показатель не достигнут, будет решаться вопрос об объединении, а где нет вообще детей или кружок посещают один-два ребенка – о закрытии: за отсутствие детей 
в группах платить не будут. При этом говорить об увольнении педагогов преждевременно, мы постараемся всех обеспечить работой.
Слухами остаются толки о сокращении образовательных учреждений. В городе работает 10 учреждений допобразования и 48 клубов по месту жительства. И речь идет о закрытии только нескольких клубов по предписаниям надзорных органов – они не соответствуют требованиям безопасности, находятся в подвальных помещениях. 
Но востребованные группы не закроются – их переведут в другие помещения, организуют работу в близлежащих школах с сохранением содержания и педагогических ставок.
В заключение начальник управления образования отметил:
– В связи с благоприятной обстановкой в образовательном поле города в этом году в систему пришли работать 350 новых работников. Впервые за много лет у нас первого сентября не было ни единой вакансии, а в отделе кадров даже образовалась очередь желающих трудиться в школах и детских садах. Так что положительные тенденции в системе образования – налицо, надеемся, что они сохранятся и в дальнейшем.
Exit mobile version