Съезд без реверансов

Это событие давно ждали, на него возлагали большие надежды

На прошедшей неделе в Суздале состоялся Всероссийский съезд муниципальных образований, собравший почти пятьсот делегатов со всей России. В нем принял участие и председатель Магнитогорского горсобрания Александр Морозов.
Для более полного и продуктивного диалога на съезде были представители всех ветвей власти. Приехали заместитель председателя правительства России Дмитрий Козак, министр регионального развития Игорь Слюняев, первый заместитель министра сельского хозяйства Игорь Манылов, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. В рамках съезда работали семь секций, на которых представители городов со всей страны делились опытом.
– Александр Олегович, о чем шел разговор?
– О полномочиях местной власти. Сегодня нам приходится брать на себя выполнение всех, часто и не своих, задач. Отдельно говорили о местных бюджетах. Это, пожалуй, одна из самых острых и горячо обсуждаемых тем. Как работать и качественно оказывать услуги населению, если система наполнения бюджетов несправедлива и не соответствует запросам городов? Сколько налогов должно оставаться в местной казне, а сколько отправляться в федеральный и региональный бюджеты? Кроме того, говорилось, что новые полномочия, которые передаются на местный уровень из Москвы или области, должны подкрепляться дополнительным финансированием.
– Какая атмосфера была на съезде?
– С трибуны шел откровенный разговор, пустословия и реверансов в адрес федеральной власти стало намного меньше.
– Проблемы Магнитогорска и других городов схожи?
– Конечно. И они не всегда от безденежья. Есть вещи, которые не стоят ни копейки бюджетных средств. Не вкладывая ни рубля, можно существенно улучшить жизнь городов и весей. Часто причина – в отсутствии нормативной базы. Многие полномочия сформулированы нечетко. Нет единых для всей страны требований. Вот каждый муниципалитет и «изобретает велосипед» – на свой страх и риск. Это недопустимо, живем ведь в одной стране.
– Об этом было ваше выступление?
– Я говорил о простых и понятных вещах. Например, задача бизнеса ясна – развиваться и получать прибыль. Кто-то печет пирожки с вареньем, кто-то с ягодами. У местной власти свои «пирожки» – услуги населению: бесплатное здравоохранение, детские сады, школы, дороги, транспортное обслуживание, благоустройство. И если бизнесмен старается как можно выгоднее продать продукт, то у нас он должен быть в первую очередь качественный. 
Мы обязаны защищать интересы граждан. На том же рынке транспортного обслуживания, где муниципальному транспорту часто тесно рядом с частным. Например, муниципальный трамвай. Сегодня нам, к сожалению, приходится его, как, впрочем, и в других странах с рыночной экономикой, дотировать. Но эти дотации могут быть сведены до минимума, если принять закон, регулирующий порядок городских пассажирских перевозок. «Маршрутки» в погоне за прибылью, как коршуны, спешат забрать всех платежеспособных пассажиров. А комфортабельный и безопасный муниципальный транспорт перевозит в основном льготников. Какая же это конкуренция? Естественно, муниципальный транспорт убыточен.
Два с половиной года назад в Магнитогорске прошла «маршрутная революция». Постановив, что на одном маршруте должен работать один перевозчик, провели конкурс. Естественно, за бортом остались многие частники, которые, попав в разряд нелегалов, не хотели с этим мириться и стали обращаться в суд. Эти дела мы проигрывали. Как и другие города, пытавшиеся навести порядок в транспортном обслуживании. Такими «войнами» была охвачена вся страна – от Калининграда до Южно-Сахалинска. Судьи признавались: ничего личного, мы отлично понимаем – должно быть качественное транспортное обслуживание, но у нас с вами нет точки опоры, нет федерального закона, поэтому ваши нормативно-правовые акты – это превышение полномочий, и мы вынуждены пресекать все ваши благие намерения.
Относительный порядок навели – путем переговоров, уговоров, споров. А ведь можно было сделать быстрее и главное – качественнее, если бы законопроект шесть лет не лежал мертвым грузом в Государственной думе. Дважды уже меняли его название, а воз и ныне там. За последние десять лет шесть крупных городов закатали рельсы в асфальт, отказавшись от самого безопасного и экологичного вида городского транспорта. Это лишь один пример из многих, когда федеральный закон нужен, а его нет.
– Это же касается и благоустройства?
– Да. Отсутствие единых для всей страны требований не позволяет нам добиваться должного результата. У нас должно быть право спрашивать с разгильдяев. Строго! С тех, кто загрязняет город, мусорит у себя под носом. Не грозя пальчиком и уговаривая, а наказывая рублем, очень большими штрафами. Чтобы боялись! Но как только мы устанавливаем жесткую ответственность, нас сразу поправляют, говорят, что так нельзя, нет законных оснований.
В общем, «болевых точек» много, и все они требуют решения. Впервые многие проблемы были озвучены на столь представительном собрании. В результате по итогам съезда у муниципалов появилась надежда, что их предложения по совершенствованию правовой базы будут услышаны. А в федеральном законодательстве появятся так необходимые им изменения.
Exit mobile version